Грядет ли новый продовольственный кризис?

Природные катаклизмы и спекулятивная активность зернотрейдеров разогрели рынок настолько, что цены на отдельные виды продовольствия уже превысили показатели 2008 года. Однако тревожные доклады ФАО, по мнению экспертов РИА «Новости», маскируют главную проблему продовольственного рынка. Она заключается не в физическом дефиците продуктов. Дело в отсутствии платежного спроса со стороны беднейших стран мира.

Мир стоит на пороге нового продовольственного кризиса, предупреждает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

Природные катаклизмы и спекулятивная активность зернотрейдеров разогрели рынок настолько, что цены на отдельные виды продовольствия уже превысили показатели 2008 года. Однако тревожные доклады ФАО, по мнению экспертов РИА «Новости», маскируют главную проблему продовольственного рынка. Она заключается не в физическом дефиците продуктов. Дело в отсутствии платежного спроса со стороны беднейших стран мира.

Бесплатный сыр и голодные бунты

Ценовое ралли на зерно началось в августе 2010 года после введения Россией эмбарго на экспорт пшеницы. Вслед за зерном подтянулись цены на другие виды продуктов. Главными жертвами подорожания, как и ожидалось, стали импортеры из развивающихся стран. По итогам 2010 года продовольствие для них, согласно расчетам ФАО, станет дороже на 11 процентов. В следующем году этот показатель может вырасти до 20 процентов. Отдельные виды продовольствия подорожают на 40 процентов и более.

Ситуация в третьем мире и так не ахти: сейчас 80 государств испытывают дефицит продовольствия. По крайней мере, для тридцати из них новый скачок цен может стать настоящим бедствием. В ФАО не исключают, что в 2011 году по третьему миру прокатится волна голодных бунтов.

Выход ФАО видит только один: срочно нарастить производство зерна и других жизненно важных продуктов, одновременно скорректировав в сторону сокращения программы по производству биотоплива в развитых странах. Технически это возможно. Ресурс для наращивания производства зерна велик. В России, например, из 121 млн. га пахотной земли обрабатывается лишь около 48 млн. га. Кроме того, модернизация сельскохозяйственного производства при сохранении нынешних объемов посевов могла бы увеличить урожайность, по некоторым оценкам, на 20—30 процентов. Плюс сворачивание программы резервирования сельхозземель в США может дать мировому рынку дополнительно 100 млн. тонн зерна.

Продовольственный кризис 2007—2008 годов наглядно показал, что производители зерна могут исключительно быстро отреагировать на увеличение спроса. Главное, чтобы спрос был платежеспособным. В этом и заключается принципиальный момент, о котором постоянно забывают борцы с голодом.

Проблема не в том, что продовольствия нет. Просто бедные страны не способны за него платить. Налицо противоречие между экономикой и гуманитарной сферой. Ведь причиной появления программ по резервированию земель в США и ЕС, а также программ по производству биотоплива стало перепроизводство сельхозпродукции, в частности, зерновых. Наращивание же бесплатной помощи проблемным государствам, на чем постоянно настаивают представители ФАО, попросту убьет стимулы к развитию сельхозпроизводства.

Снова инфляция

Прогнозируемый ФАО рост цен можно считать хорошей новостью для российских аграриев. Во всяком случае, увеличение спроса дает им шанс восстановить пошатнувшиеся позиции на мировом рынке. Главное — собрать достойный урожай. Будущий год для российской аграрной отрасли во многом будет решающим. Если урожай-2011 окажется меньше 80 млн. тонн, это, по словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, может подорвать зерновую отрасль.

Правда, что хорошо для аграриев, не всегда хорошо для потребителей. Как показал опыт прошлых лет, благоприятная мировая конъюнктура используется производителями, перекупщиками и продавцами как повод для разгона цен на внутреннем рынке. Высокую продовольственную инфляцию 2007—2008 годов участники рынка и чиновники оправдывали пресловутыми мировыми тенденциями, пока не выяснилось, что продовольствие в России дорожало намного быстрее, чем в большинстве развитых и даже во многих развивающихся странах.

Так что дефицит продовольствия, с которым столкнется в 2011 году третий мир, грозит России новым витком инфляции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter