"Грузохранители"

Пожалуй, главной новостью культурной жизни страны последнего времени стали "гастроли" в Минске шедевров знаменитой "Третьяковки".
Пожалуй, главной новостью культурной жизни страны последнего времени стали "гастроли" в Минске шедевров знаменитой "Третьяковки". Каждая картина - целое состояние! Поэтому, разумеется, вся коллекция находится под усиленной охраной. Вот только мало кому известно, что доставку в Беларусь в целости и сохранности бесценного груза контролировали сотрудники отдельной специальной роты милиции (ОСРМ) объединения "Охрана" при МВД. Подробнее рассказать об этом, а также об особенностях работы подразделения согласился его командир майор милиции Олег УЛИЧЕВ.

- Олег Олегович, если не секрет, во что оценены третьяковские экспонаты?

- Страховой полис оформлен на 20 миллионов долларов. Ответственность за неприкосновенность картин (в том числе и материальная) полностью возложена на коллектив объединения "Охрана". Естественно, никто не решился бы доверить такие сокровища случайным парням с улицы с сомнительным уровнем боевой и физической подготовки. В нас, стало быть, уверены. И неудивительно: достаточно сказать, что среди сотрудников роты немало мастеров спорта. Так что, прежде чем вступать с нами в "единоборство", нужно очень серьезно подумать.

- Кстати, часто ли приходится "держать оборону"?

- Случается, но, к счастью, редко... В 1992 году в Украине в порту Ильичевска у нас, что называется, из-под носа пытались похитить груз - 10 новеньких японских автомобилей. Ничего у преступников не вышло.

Еще один инцидент едва не произошел в 1996 году. В тяжелейших зимних условиях мы сопровождали 30 автомашин, перевозивших спирт в Россию. "Дальнобойщики"-кавказцы вдруг перед самой российской границей вышли из машин и наотрез отказались продолжать движение. Выяснилось, что владельцы спирта не были заинтересованы в доставке его за пределы Беларуси...

- На что же они рассчитывали?

- Да думали, знаете ли, что мы умоем руки. Не тут-то было. К изумлению горячих кавказских парней, наши сотрудники сами сели за руль. Груз был доставлен по назначению и точно в срок.

- Самое необычное, что вам довелось сопровождать?

- Пожалуй, лошадь в 2001 году.

- Одну лошадь?

- Одну. Красавицу-чемпионку, уроженку Австрии, стоимостью 500 тысяч американских долларов. Нашей задачей было благополучно сопроводить ее из Москвы, за интересы которой она и выступала, в Австрию и обратно. Якобы на соревнования. Но в Бресте, на границе, мы получили информацию, что запланировано похищение лошади, и из Австрии ее уже не вернут.

- То есть?

- Оказалось, некая богатая австрийка, воспитавшая лошадку, решила оставить ее себе и вступила в сговор с людьми, перевозившими животное. Задача сопровождения - гарантировать хозяевам груза его сохранность. Поскольку в данном случае владельцами лошади являлись москвичи, мы и решили вернуть четвероногую красавицу в первопрестольную. Но пока суд да дело, лжеветеринары стали настаивать, что лошадь больна, - чтобы как-то выиграть время, усыпить нашу бдительность и под шумок умыкнуть животное. Три дня лошадь продержали в минском конном клубе в Ратомке. Как только не исхитрялись бандиты, чтобы обвести нас вокруг пальца. Зря! Лошадь вернулась к законным хозяевам.

- А вообще с какими грузами обычно приходится работать?

- С самыми разными. Оружие, боеприпасы, взрывчатка, ядохимикаты, медикаменты, ювелирные изделия и т.д. Однажды даже аттракцион перевозили. В общем, не соскучишься.

- Да уж, есть на что позариться. Одной только хорошей физической подготовкой вряд ли обойдешься...

- Уверяю вас, техническая оснащенность роты - на самом высоком уровне. В конце концов каждого из нас тоже ведь ждут дома живым и невредимым...

- А давайте представим, что на охраняемый вами груз напали. И бандитам - предположим, чуть ли не армии вооруженных головорезов - удалось вас обезоружить. Забрали сотовые телефоны, радиостанции. Что тогда?

- Все предусмотрено. На некоторых наших автомобилях установлена аппаратура отображения подвижных объектов с помощью GPS - спутниковой навигационной системы. За нами ведется постоянное централизованное наблюдение. На мониторе все видно: где груз, как двигается, все ли идет по плану. Если даже преступники отключат систему на автомобилях, в "центре" станет ясно, что произошло ЧП. И моментально будет направлена своя, так сказать, армия спасения. Существуют и другие тонкости, о которых я просто не имею права рассказывать.

- Какая из ваших командировок была самой длительной и дальней?

- Сопровождение двух МАЗов с аккумуляторами из казахского Талды-Кургана в Гродно: 5,5 тысячи километров за три недели. На перевале в Уральских горах попали в снежную блокаду. МАЗы завалило по самую крышу. Что делать, застряли на два дня. Провизия кончилась, уже готовы были идти с автоматами на охоту. Благо мимо проезжали "сороконожки" - ракетные тягачи. В общем, вытащили нас.

- Что ж, остается пожелать вам удачи, попутного ветра и только приятных приключений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter