Стереотипное мышление художника водит зрителя по замкнутому кругу

Грузите хеппи-энды бочками

В  постновогоднюю и рождественскую пору мы тяготеем к проверенным сюжетам, известным героям и архетипам. Обостряется наше желание уйти на время в иллюзорный, понятый и привычный мир. Наверное, это время интеллектуального затишья и отдыха, когда утихают споры и распри, бунтари и экспериментаторы на время забывают о своих прямых обязанностях в искусстве — бунтовать и экспериментировать.

В воздухе царит гармония, по жилам разливается умиротворение и успокоенность. Никаких громких событий в театре и кино не происходит. Есть устойчиво заданный стереотип и стандарт праздника: что хотят видеть зрители на экране. Он складывался десятилетиями и только в последние годы к нему прибавился еще и слизанный с голливудских рождественских историй лоск. В тренде — позитив, никаких рефлексий и сплошной хеппи-энд. Позитив до изжоги, до хрипоты. И три пуда инерции: культурный процесс замирает и словно “перезагружается”. Из всех искусств для нас важнейшим является франшиза “Елки”...

Не так давно в прокате прошла премьера российского фильма режиссера и актера Александра Молочникова “Мифы” — сатира, рассказывающая о современной жизни богатых и знаменитых. От первых недель января зритель требует уже подлинных мифов, былин, сказок и сказаний, спрессованных в один тотальный контейнер визуальных удовольствий. Зритель в эти праздничные дни нетребователен, его обычно цепкий и критический взгляд становится размытым и благодушным. Он готов принять за чистую монету любую шитую белыми нитками историю, не в этом ведь дело. Главное, чтобы с экрана веяло атмосферой чуда, надеждой. Пиршество для глаз и совершенно никакого намека на пищу для ума, хотя бы крошку кого-нибудь захудалого интеллектуального фастфуда со стола.

Сказка — ложь, да в ней намек? Устаревшая точка зрения. Нынешние сказочники “намеком” себя не утруждают. Праздничный экспресс едет и громыхает по точно проложенному маршруту, ослепляя нас гирляндами и мишурой. Хватит с нас “новой”, а заодно и старой искренности, обшарпанных пейзажей и декораций в кадре, социального анализа и надрыва. Хватит — наелись! Хватит тыкать в нас нефотогеничными лицами и мучить неопределенными финалами. В воздухе пахнет мандаринами и перспективами. Глаз радуется, сердце отдыхает. Кошелек распахнут: за грезы мы готовы платить бездумно и щедро.

Картина сливочным маслом! На белорусских экранах мелькает продолжение российской анимации про трех богатырей — “Три богатыря и принцесса Египта”, в музыкальном театре — премьера мюзикла для детей и взрослых “Летучий корабль” с музыкой Максима Дунаевского, памятной по одноименному мультфильму, в Москве — премьера ледового мюзикла “Руслан и Людмила”, в минском театре кукол — новая версия “Белоснежки”. Благодать! Руслан и Людмила — вот с кого стоит делать жизнь: молодые, позитивные, патриотичные, с хорошим цветом лица и устойчивым вестибулярным аппаратом. Можно забыть о новых формах, которые требовал от искусства чеховский Треплев, и отдаться безрассудной радости творения и созидания. И даже если спектакль “Летучий корабль” будет немного косвенно дублировать интонации персонажей известного мультфильма Гарри Бардина — это скорее плюс, чем минус. Радость узнавания в театре еще никто не отменял.

Если же кого-то тут вдруг охватит тоска, окончательно впадать в уныние не стоит. Праздники проходят, проблемы остаются. Оглядевшись, авторы беспроигрышных новогодних и рождественских историй вынуждены будут обратиться к более будничным и прозаичным темам. Упряжка Деда Мороза и Санта-Клауса уедет, Снегурочки разбегутся, а мы останемся. А потому снова следует набрать в легкие воздуха, засучить рукава и начинать все сначала. С “новой”, а заодно и старой искренностью, обшарпанными пейзажами и декорациями в кадре, социальным анализом и надрывом. Нельзя убежать от действительности, существовать в праздничном полузабытьи, царстве миражей, поддаваться эскапизму больше чем неделю. Надо продолжать вести созидательный диалог с оголенной душой человеческой, которая, помимо нашей воли, всегда отличит ложь от правды, а самый нарядный шаблон — от живого высказывания. И визуальные эффекты и мандарины этому процессу не помогают.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter