Кинокритик Людмила Саенкова о фильме Влады Сеньковой "Граф в апельсинах"

Грузите апельсины бочками

Поразительное дело: количество новых интересных авторов в белорусском кино заметно увеличилось. Вот уж точно: не было ни гроша, да вдруг алтын. Во–первых, все они — молодые энтузиасты от 25 до 30 лет от роду; во–вторых, у них нет специального образования, но есть современные, вполне престижные и оплачиваемые профессии — от программиста до лингвиста; в–третьих, они искренне любят кино; в–четвертых, они образованны и по–настоящему культурны, что встречается не так часто. Честно говоря, такие данные впечатляют. Думалось, что сегодня кинопрофессии совсем не так привлекательны, как в былые времена, а кинорежиссер в наших широтах вызывает больше сожаление, чем восхищение. А у этих молодых авторов все так, как и должно быть: восхищение, любовь, желание, вера.


Зная кино, они не перепевают чужие мотивы, а стараются говорить своим голосом и о том, что им лично хорошо знакомо, понятно и дорого. В их фильмах есть желание понять, что такое нынешнее время, кто наши современники и какова их жизнь, как прошлое связано с настоящим и может ли навсегда ушедшее аукнуться в будущем. Темы, звучащие в авторских посланиях, уже некогда были обозначены у их великих предшественников: «А если это любовь?», «Легко ли быть молодым?», «Невыносимая легкость бытия». Иногда тема укладывается в любимые песенные строчки, например, исполняемые группой «Бульвар»: «Нет больше сил улыбаться тебе. Оступаясь, качусь по этой плоской земле. Все ха–ха мне...»

Обильный, насыщенный знакомыми мелодиями саундтрек в фильме Влады Сеньковой «Граф в апельсинах» не менее симпатичен, чем изображение, цвет, монтаж, ритм. Очень многие составляющие здесь на высоте, как в большом современном кино. В полнометражном и полноценном дебюте удивляет очень многое. Девушка, не имеющая за плечами художественных академий, не обладающая определенной суммой денег, не просящая ни в одной государственной структуре помощи, смогла грамотно организовать кинопроизводство, преодолеть немалое количество преград, профессионально выстроить каждый кадр, вдохновить своей идеей многих друзей, коллег, которые работали на постановке от начала и до конца на чистом энтузиазме. Так бывает, когда ты молод и абсолютно уверен и в правоте, и в победе.

«Граф в апельсинах» наполнен этим духом молодости, энергией жизни, витальным очарованием времени, которое определяется как «накануне» или как «сто дней после детства». Режиссер и снимала фильм о поколении, которое ей хорошо знакомо. В этой картине сам сюжет как будто обычный и узнаваемый. Компания молодых людей решила провести несколько дней вместе на загородной даче. Бесшабашные, а порою и безбашенные, они проходят свои круги возрастной инициации. Уехавшие детьми и прожившие в небольшом домике одного садоводческого участка некоторую часть своей жизни, наполненную очарованиями и разочарованиями, приключениями и обыденностью, чувствами и разговорами, музыкой и танцами–обдыманцами, они приобретают свой опыт, открывая себя в себе и возвращаясь в городскую жизнь другими. Не лучшими и не худшими, просто повзрослевшими, получившими свою долю горести и радости.

На память могут прийти и романтические сюжеты Сергея Соловьева, и нравственные коллизии Динары Асановой, и драматические взрывы Василия Пичула, и жесткие противостояния Валерии Гай Германики. Но в «Графе в апельсинах» известные традиции переплавляются в нечто новое. Это кино не назовешь школьным. Есть в нем тот нерв, который заставляет волноваться, тот смысл, который заставляет увидеть больше, чем загородный weekend компании молодежи. В красивых лицах, улыбках, глазах беззаботных тинейджеров, в их уверенности и самодовольстве чувствуются одиночество и незащищенность, тоска и неприкаянность. «Граф в апельсинах», похоже, тот фильм, который начинает новый отсчет в белорусском кино.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 172 (25054). Четверг, 8 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter