Грузинские маневры

Саакашвили хочет перехитрить оппозициюНачало акций грузинской оппозиции 9 апреля особого впечатления не производило. Было неясно, какую альтернативу предлагают лидеры оппозиции (которые, кстати, совсем недавно были соратниками Саакашвили) по вопросам внутренней и внешней политики. В начале мая методы ужесточились: было объявлено о предстоящем перекрытии основных транспортных магистралей страны. Для маленькой Грузии со сложным рельефом реализация такого сценария означает быстрый экономический и социальный коллапс.

Возможно, именно поэтому президент и «поплыл». Перекрытие дорог означало бы для него катастрофу. Подавление  оппозиционеров  исключительно силами полиции, а может быть, и армии неприемлемо для Запада. Оттуда  уже четко дали понять, что такое развитие событий в высшей степени нежелательно.
Мнение Запада в настоящее время является для грузинского президента определяющим, другой опоры у него нет. Ситуация усугубляется для него фактом проведения на территории Грузии именно в эти дни маневров НАТО, глупейшего, чисто бутафорского мероприятия, коему в Тбилиси придают значение, раз в сто более высокое, чем оно имеет на самом деле. Грубый силовой разгон оппозиции вполне может привести к прекращению учений и полной утрате поддержки со стороны Запада. Соответственно, Саакашвили начал свои собственные маневры.
Случился загадочный танковый мятеж. Сначала можно было допустить, что это именно бунт танкистов (то ли из-за отсутствия танков, то ли, наоборот, за мир в стране). Но к вечеру «мятежного дня» стало ясно, что разыгран спектакль. Капитуляция танкового батальона перед лицом президента, который «героически» пошел навстречу мятежникам (за это службу охраны Саакашвили надо было бы не то что распустить, но отправить под трибунал), никаких сомнений в этом не оставляла. Но эффекта от мятежа хватило всего на один день. Видимо, потому, что театральность оказалась слишком очевидна. Оппозиция вновь «взялась за свое». И тогда президент пошел ей навстречу (в прямом и переносном смысле) и объявил об уступках.
Он заявил о создании специальной комиссии, которую мог бы возглавить представитель оппозиции. Комиссия эта должна разработать новую модель государственного устройства Грузии, в которой должны быть лучше сбалансированы полномочия различных ветвей власти. Кроме того, Саакашвили готов предоставить оппозиционерам «справедливое» количество мест в наблюдательном совете общественного телевидения, а также создать на базе телеканала «Меоре архи» место для выступлений различных политических групп. Наконец, обещано прекратить уголовное преследование участников оппозиционных митингов.
Как известно, лучший способ замотать дело – создать комиссию, поэтому оппозиция вполне может отказаться принять президентские предложения. С другой стороны, если оппозиция не будет идти ни на какие компромиссы, а только требовать безоговорочной капитуляции Саакашвили, Запад может начать смотреть косо уже на нее.
На самом деле Саакашвили и его оппоненты сегодня выясняют не кто сильнее, а кто слабее. Они отчаянно блефуют. И крайне сложно сказать, кто окажется удачливее в этой странной игре, особенно учитывая крайне тяжелое экономическое положение страны, «горячий» менталитет населения и разнонаправленное давление со стороны внешних сил. Объективно Саакашвили имеет больше ресурсов, но главную роль в нынешнем противостоянии будет играть психология. А это вещь совершенно непредсказуемая, особенно если речь идет о Кавказе (например, атака Грузии на Южную Осетию в августе прошлого года была чистейшим сумасшествием). Поэтому и исход противостояния непредсказуем. Все может поменяться самым радикальным образом в любой момент. Президент может досидеть в своем кресле до конца своего срока (т.е. еще 4 года), а может покинуть его в ближайшие дни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter