В Могилеве по делу гомельских чиновников и коммерсантов допрашивают свидетелей — работников мясокомбинатов

Грузили по полной программе

МНОГОТОМНОЕ уголовное дело по мясным комбинациям гомельских чиновников и российских коммерсантов продолжает слушаться в Могилевском областном суде. В серии служебных преступлений обвиняются шестеро представителей местных органов власти и бизнеса. Сейчас в суде слушаются свидетели по резонансному делу.


Напомним, громкие задержания начались весной 2014 года. Первоначальная версия событий — российская фирма в связке с белорусским предпринимателем задолжала шести предприятиям Гомельской области больше 30 миллиардов рублей за отгруженную продукцию. Нередкая ситуация на поверку обернулась служебным скандалом. Партнером россиян оказался сын одного из заместителей председателя Гомельского облисполкома. Родство, считает следствие, и помогло бизнесмену беспрепятственно получать мясную продукцию, несмотря на просроченную задолженность. Следователи выяснили, что чиновнику содействовал еще один заместитель председателя облисполкома, который курировал сельское хозяйство и переработку, а также руководитель Гомельской мясо-молочной компании. Статьи обвинения: злоупотребление служебными полномочиями, превышение власти, мошенничество, пособничество в преступлении, подстрекательство…

Некоторых обвиняемых уже допросили. Вину они не признают. Сейчас в процессе слушают свидетелей по делу. Запротоколированы показания работников Жлобинского мясокомбината. Ныне ответ держат их коллеги из Гомеля… 

В зале заседания лишь постоянные участники процесса. Председательствующий, гособвинитель, обвиняемые – супруги-коммерсанты из Тульской области России, два бывших заместителя председателя облисполкома, сын-предприниматель одного из них, а также бывший генеральный директор Гомельской мясо-молочной компании, адвокаты. Из посторонних только я – представитель прессы. В зал приглашают бывшего начальника юридического отдела мясокомбината. Специалист уже на пенсии. С предприятия уволилась летом 2013 года, однако застала времена, которые сейчас исследует суд. Судья предлагает внимательно взглянуть на обвиняемых. Бывшая работница никого не узнает:

— В лицо никогда не видела. Слышала только фамилии.

Впрочем, о сути происходившего с декабря 2012 по июнь 2013 года, знает немало. Ведь являлась членом дирекции и вела протоколы заседаний по самым разным вопросам, в том числе предоставлению отсрочки платежей предприятиям-партнерам. Рассказывает в подробностях. Например, о том, что заключением договоров с иностранными фирмами занимался отдел внешнеэкономических связей, он же проверял контрагентов на надежность и отслеживал исполнение обязательств. При этом далеко не все заключенные договоры согласовывались с юристами, хотя действующее положение того требовало. У государственного обвинителя это вызвало вопрос:

— И как вы реагировали в таких случаях?

— Ставили в известность начальство. Но договоры регистрировали. Ведь на них стояла подпись директора.

Прежде чем приступить к вопросам о сотрудничестве с российской фирмой «Росбелагро», опутанной долгами, гособвинитель и судья детально выясняли, при каких условиях члены дирекции голосовали бы за предоставление отсрочки платежей. Экс-руководитель юридической службы излагала свое представление о надежности фирмы:

— Продолжительные отношения, сотрудничество с другими комбинатами. Длительная работа на рынке, нет к ним вопросов.

— Длительная работа на рынке – это сколько?

— Для меня лично пять лет.

— Фирма работает с другими комбинатами и нет вопросов – что это значит?

— Положительная история. Рассчитываются вовремя.

Однако когда коснулись «Росбелагро», картина получилась с точностью до наоборот. Договор с фирмой заключили 14 декабря 2012 года на стопроцентную предоплату. Сделали одну отгрузку, а уже в начале января 2013 года на повестку заседания дирекции вынесли вопрос о предоставлении ей отсрочки платежа. Юрист попыталась объяснить, почему дирекция вот так с ходу дала на это согласие:

— Ничего сверхъестественного в такой постановке вопроса не было. Мы тоже испытывали трудности. По всей видимости, такие же проблемы возникли у фирмы. Отсрочка предоставлялась и другим партнерам. Все это делалось индивидуально. Кроме того, на заседании прозвучала информация, что эта фирма рекомендована холдингом «Гомельская мясо-молочная компания».

Проверялся ли контрагент на надежность, почему фирме доверились, когда не было истории сотрудничества, проверенной годами, специалист ответить затруднилась. Зато рассказала об одном из заседаний по фирме «Росбелагро», которое проходило под телефонные звонки вышестоящего руководства:

— На повестке дня — предоставление отсрочки платежей фирме «Росбелагро». К этому времени они начали нарушать сроки оплаты. Поэтому согласия среди членов дирекции не было. На одном из заседаний позвонил управляющий холдингом. Разговор был бурным, энергичным. Многое мы слышали. Он настаивал на отгрузке продукции этой фирме, гарантируя оплату. Дирекция приняла положительное решение. 

Почему, видя нарастающие долги, голосовали «за», специалист обмолвилась лишь вскользь: мол, люди боялись потерять работу, поскольку указания холдинга принято было выполнять. Хотя назвать конкретные случаи не смогла, тотчас сделав поправку к своим же словам, что это лишь ее предположение. Однако сама лично голосовать «против» и воздерживаться от голосования бывший руководитель юротдела стала только тогда, когда собралась увольняться с предприятия. 

Судебные слушания продолжаются. Впереди еще десятки свидетелей. Всего их 150. До принятия окончательного решения пока далеко.

КСТАТИ

Гомельский мясокомбинат не впервые фигурирует в коррупционных скандалах. Так, в 2012 году попали под уголовное преследование генеральный директор мясокомбината и еще 28 человек. Они обвинялись в хищении мясной продукции. Уголовные дела были возбуждены, в частности, в отношении начальников цехов, экономистов, заместителей директора, заведующих столовой и магазином, а также трех милиционеров. Обвиняемые получили различные сроки лишения свободы.

Ныне возбуждено уголовное дело по Гомельскому мясокомбинату, в котором идет речь об использовании и реализации 100 тонн испорченного мяса. В числе подозреваемых и обвиняемых руководство предприятия, облисполкома и Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В настоящее время по делу проходят 10 человек.

Виктория НИКОЛАЕВА

viknik@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter