Груз знаний

Месяц с небольшим, как прозвенел первый звонок для 92 тысяч первоклассников. На следующие 12 лет их жизнь расписана по пунктам...
Месяц с небольшим, как прозвенел первый звонок для 92 тысяч первоклассников. На следующие 12 лет их жизнь расписана по пунктам. От простого — к сложному, от устного счета — к логарифмам, от Маршака — к Достоевскому, от инфузории–туфельки — к теории Дарвина. Незыблемый школьный закон эволюции. Но есть, к сожалению, и другая закономерность — медицинская. Ее кривая идет не вверх, а вниз. И если эта тенденция сохранится, из 10 счастливых первоклашек, ловящих сегодня каждое слово своей первой учительницы, через 12 лет лишь двое окажутся абсолютно здоровыми. У остальных медицинская карточка рискует превратиться в достаточно пухлую историю болезней.

Вот несколько цифр, прозвучавших на последнем съезде педиатров. Если различными нарушениями зрения страдают лишь 2,3 процента дошкольников, то среди подростков таковых уже в семь раз больше. За четыре первых класса число детей с хроническими болезнями увеличивается в 2 раза, к 15 годам — в 2,7. А вот свежая статистика по Минску: почти каждый второй школьник страдает нарушением осанки, у каждого десятого — искривление позвоночника. По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, к 8–му классу количество детей со сколиозом возрастает впятеро! Выходит, большинство малышей с первого класса накапливают свои болячки так же методично, как и багаж знаний. Находятся родители, которые считают это неизбежным злом. Умиляются даже: вот каким умным растет сынок, продвинутым, с каким кругозором. А близорукость и сколиоз — что ж, «побочные эффекты» информационного века. Но когда я вижу, как, согнувшись в три погибели, тащат свой груз знаний «маленькие старички»–семиклассники из соседней гимназии, не хочется верить, что это зло — неизбежно.

По санитарным нормам вес одного учебника для 1 — 4–го классов не должен превышать 300 г, а в целом младший школьник может поднимать не более 2,5 — 3 кг. Интереса ради как–то взвесила наш ранец перед, замечу, не самым насыщенным школьным днем. 5 учебников плюс сам портфель, плюс дневник–тетради, плюс пенал. Еле–еле вписались в норму. Но если в расписании стоял бы английский — уже точно не впишемся. К нему ведь нужно носить целых три пособия! О «ссобойке» можно забыть. На уроки скрипки (еще 2 кг) лучше не записываться. В какой позе просидит мой ребенок все эти 5 уроков — только приходится предполагать (во всяком случае, дома он за столом так и норовит изогнуться по привычке кренделем). Чем занимается на переменках и в продленке — только можно догадываться. Но точно знаю — новым мультиком чадо порадовать сложно: «Ой, мама, да мы это уже смотрели в школе!» То есть резервы, как сказали бы медики, «для профилактики школьных болезней» есть. И немалые. Некоторыми уже воспользовались. Скажем, издатели начали делить учебники на части (правда, далеко не для всех классов). Следующим этапом, вероятно, будет облегчение картонной обложки, на которую сегодня приходится треть всего веса учебника. Но полностью перейти на «облегченный вариант» полиграфисты пока не готовы...

Затем, видимо, встанет вопрос об уроках физкультуры. Ведь даже трех занятий в неделю, утверждают специалисты, недостаточно: один урок в его нынешнем виде удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности лишь на 11 процентов. Словом, если здесь продумать да там пересмотреть — глядишь, через 12 лет над медицинскими картами сегодняшних первоклашек врачи ахать уже не будут...

С себя мы, родители, конечно, тоже вины не должны снимать. Грешны ведь: пускаем к компьютеру, забываем о зарядке...

Поэтому над серьезной проблемой надо думать вместе — и родителям, и педагогам, и медикам...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter