Груз знаний

По решению Министерства образования Брестский институт повышения квалификации учителей в качестве эксперимента будет передан университету им. А.С.Пушкина. Ставится задача: приблизить теоретиков к практике...

По решению Министерства образования Брестский институт повышения квалификации учителей в качестве эксперимента будет передан университету им. А.С.Пушкина. Ставится задача: приблизить теоретиков к практике. Есть мнение, что институты повышения квалификации учителей теряют научную составляющую, а в вузах снижается уровень практико–ориентированного обучения. Потому и было решено забрать институт у областного управления образования и передать учреждение в республиканскую собственность. Однако в Брестской области к эксперименту относятся без энтузиазма. Почему? С этим вопросом корреспондент «СБ» обратилась к председателю Брестского облисполкома Константину Сумару.


— Присоединяют якобы для того, чтобы приблизить науку к практике. Цель вполне благородная. Но кто сейчас мешает науке тесно увязывать свои учебные планы с практикой? — сомневается Константин Андреевич в необходимости передачи института новому хозяину. — Выезжайте в школы, преподавайте, корректируйте программы. Сейчас это не просто институт — это учительский дом, который имеет свою историю, многолетние традиции. Ежегодно здесь проходят переподготовку до 6 тысяч человек. В институте замечательный профилакторий, где учителя могут отдохнуть, расслабиться, поправить здоровье. И теперь одним махом все разрушить? Прежде чем экспериментировать, нужно все обосновать, продумать и просчитать. Хочется, чтобы решение, затрагивающее интересы тысяч людей, было взвешенным. Чтобы измерили не раз и не два, прежде чем отрезать. Не то получится, как со школьной реформой.


— Константин Андреевич, на совещании у Президента вы довольно жестко высказались насчет реформы в школе. Какие у нее, по вашему мнению, главные недостатки?


— Накануне в облисполкоме мы провели «круглый стол» с участием директоров школ, педагогов, ученых. Аргументов против 12–летнего образования много. Нужно переходить на 11–летку и обязательно сохранить нулевой класс. Стоит серьезно поработать над учебниками, причем с участием практиков. Мы на год сократим учебу и сэкономим огромные средства. Только в Брестской области год обучения в школе обходится в 25 миллиардов рублей. При этом необходимость 12–го класса весьма сомнительная. Не лучше ли эти деньги направить на зарплату учителям или потратить на материально–техническое развитие школы?


Более 10 лет прошло с начала реформы, а мы так и не вышли на ясную дорогу, которая была бы понятна всем, а не только тем, кто ее задумал. В свое время, обосновывая необходимость реформы, ее авторы убеждали нас, что изменился мир, школьные программы слишком сложны и дети испытывают учебную перегрузку. Мир меняется с каждым днем. Так что, ежедневно в учебниках должны появляться новые темы? Дальше: повышенная сложность. А сейчас что? Школьные программы напичканы порой не тем, чем надо. Зачем старшекласснику умение рассчитывать траекторию полета снаряда? Мы что — готовим артиллеристов или ракетчиков? Волнует и вопрос учебной перегрузки. Взрослый человек работает 40 часов в неделю, а наши дети в 13 — 14 лет трудятся по 60 часов. Появились новые 7 предметов. Но разве можно назвать новым предмет «Отечественная и мировая художественная культура»? Она и раньше была. Или «Основы безопасности жизнедеятельности»? Или «Здоровый образ жизни»? Все это мы изучали, но в составе других предметов. Теперь за их счет увеличили учебную нагрузку. Нацеливаясь на «пятидневку», мы не облегчили жизнь школьников, а, наоборот, усугубили ситуацию, загрузив их до предела. Они занимаются не только в школе, но еще и дома. Причем вместе с родителями, дедушками и бабушками. Да еще и репетиторов нанимают.


— Родители желают, чтобы их ребенок имел диплом о высшем образовании. И для этого готовы терпеть и перегрузку детей, и лишний год учебы, и тяжелые портфели... Может, и не так плохо, что в обществе есть стремление к образованию?


— Вот так и иные депутаты говорят: «Родители видят своих детей студентами вузов, потому им нужно много знаний для поступления». Но при этом они же обвиняют школу в том, что она дает недостаточную подготовку, поэтому вынуждает нанимать репетиторов. И в этом есть резон. Возьмем тестирование. Нередко там такие вопросы, на которые со знаниями школьной программы ответить невозможно. Нужна помощь репетитора. Теперь репетиторство — настоящий бизнес. Если уж проводить тестирование, то в рамках школьной программы!


Да, нынешняя школа нацелена на вуз. Но нам не меньше, чем экономисты и менеджеры, нужны квалифицированные рабочие, строители, механизаторы, доярки, повара. Современные техникумы, колледжи неплохо оснащены. Там можно получить достойную и хорошо оплачиваемую профессию.


Неправда, что родителей волнует только подготовленность к поступлению в вузы. Еще больше их беспокоит физическое состояние детей. Можно рационально составить программу и давать знания, может быть, даже лучшие, но с меньшими издержками. Ведь поначалу и реформа задумывалась якобы для того, чтобы разгрузить школьников. А получилось — загрузили. Больше стало заболеваний нервной системы, сердечно–сосудистых патологий... Я не говорю, что стопроцентно в том школа виновата, но негативное влияние больших учебных нагрузок списывать со счетов нельзя. А по большому счету, всем нам нужно отдавать отчет в том, что извечный лозунг «Не навреди!» и для школы, и для наших детей не менее актуален, чем для врачей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter