Груз прошлого

Насколько эффективно работают перевозчики товаров в условиях Единого экономического пространства

СОТРУДНИКИ Комитета госконтроля Могилевской области недавно изучали, насколько эффективно работают предприятия региона в условиях Единого экономического пространства. Пришли к неутешительному выводу: есть сферы, которые находятся в заведомо проигрышном положении по сравнению со своими российскими и казахстанскими коллегами. Касается это в первую очередь транспортников, перевозящих различные грузы на автомобилях. А упирается все в так называемые разрешения на перевозки из третьих стран, которые белорусам, как и раньше, выдают в весьма ограниченном количестве и Россия, и Казахстан.


Конкретный пример. Могилевская фирма поставляет в Данию древесные пеллеты. Груз возит автомобиль, принадлежащий ОАО "Могилевоблавтотранс". Обратно машина чаще всего идет пустая - из Дании в Беларусь груза нет. Зато есть в Россию. Но его взять невозможно. Для того чтобы проехать с датским грузом по российским дорогам, нужно разрешение...


На транспортные организации Могилевщины в год выделяется около 200 разрешений на перевозку по России грузов из третьих стран. Иными словами, получается, лишь одна машина из сотен, принадлежащих автотранспортным организациям региона, даже не каждый день имеет право провезти груз из, например, Парижа или Берлина в Смоленск или Москву. Понятно, что транспортники теряют большие деньги. Примерно такая же ситуация у грузоперевозчиков из других регионов Беларуси.


По словам генерального директора ОАО "Могилевоблавтотранс" Валерия Василевского, за 8 месяцев 2012-го на междугородних перевозках удалось заработать 3 миллиона долларов. Но если бы дело не ограничивали пресловутые разрешения, заработок "Могилевоблавтотранса" был бы как минимум в 3-4 раза больше.


Руководитель областной структуры Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков Иван Шакайло рассказал, что транспортники активно готовились и к вступлению Беларуси в Единое экономическое пространство, и к вхождению России в ВТО. Рассчитывали, что после этого через Беларусь хлынут грузы с Запада в Российскую Федерацию. Думали сами активно участвовать в перевозках. Покупали современную технику. Потраченные деньги оказались попросту замороженными: на пути новых машин оказался невидимый, но прочный "шлагбаум". Перевозчики надеются, что его поднимут. Предпосылки к этому вроде на горизонте замаячили.


Не так давно первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Дервенков обсуждал проблему с заместителем Государственного секретаря Союзного государства Алексеем Кубриным. Речь шла не только о развитии союзной транспортной сферы. Но и о том, что белорусы и россияне должны получить равные условия на рынке грузовых перевозок. Чтобы, работая вместе, усилить позиции союзных автоперевозчиков - в том числе и в других странах.


В Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси, куда корреспондент "СОЮЗа" обратился за комментарием, были немногословны: "В Москве идут переговоры между транспортниками. Надо подождать..."


sb_m@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter