Груз проблем

Международные автоперевозчики озабочены перспективами отрасли
В Беларуси сходятся крупнейшие торговые пути, грех этим не воспользоваться. Например, доставка грузов автотранспортом занимает третью строчку в общем перечне экспорта услуг. По сравнению с 1993 годом доход от этой деятельности вырос в 10 раз. Однако в последние месяцы рост снизился до минимума. И директора предприятий, и руководители отрасли не скрывают озабоченности перспективами.

Есть на то и не зависящие от нас обстоятельства. Резко подорожало топливо. Германия, где активно работают наши предприятия, ввела плату за проезд по автобанам. Евросоюз усложняет визовый режим. Но главную причину многие видят в том, что был отменен беспошлинный ввоз импортных грузовиков. В итоге упала рентабельность международных перевозок. Взять же транспорт в кредит или лизинг по–прежнему проблематично. «Вот почему стремительно сократился подвижной состав наших предприятий, — комментирует ситуацию директор ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Солощев. — По сравнению с 2002 годом — почти на 40 процентов. Причем почти две трети оставшихся машин эксплуатируются свыше 7 лет. И лишь 12 процентов соответствуют современным требованиям. В прошлом году предприятия смогли купить 150 новых грузовиков, хотя надо около 1.000. С введением в Европе еще более строгих экологических требований большинству наших автопоездов въезд туда может быть закрыт».

И это в то время, как грузопоток между Европой и Азией стремительно растет и достиг 100 миллиардов долларов в год. «С учетом нашего геополитического положения международные автоперевозки должны стать одной из базовых отраслей экономики, — считает заместитель директора Центра стратегических исследований НАН Георгий Гриц. — Но многие фирмы перерегистрировались за рубежом. Туда же теперь идут налоги. Ущерб за три года составил около 80 миллионов долларов. Государство должно максимально помочь отрасли».

Каким образом? На состоявшейся недавно конференции международных автоперевозчиков говорилось о беспошлинном временном ввозе иностранных грузовиков современного уровня. Против — финансисты, опасающиеся снижения поступлений в госбюджет, руководители автозаводов. Мол, государству надо содержать социальную сферу, сохранять свои, а не зарубежные рабочие места. Налицо, как видим, противоречие отраслевых интересов. Как разрешить его с минимальным ущербом для общества? Ответ должно дать Правительство, куда уже переданы соответствующие предложения и автотранспортников, и промышленников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter