Груз ответственности

Эксперты считают, что от 90 до 100 % аварий в крановом хозяйстве случается по вине самих работников

Владельцы грузоподъемного оборудования тяжелы на  подъем в вопросах обеспечения технической безопасности. Оборудовать краны специальными датчиками, обеспечивающими полное спокойствие при эксплуатации оборудования, у них нет никакого желания. Аргумент здесь один — слишком дорого. Поэтому жесткие технические требования, предъявляемые надзорными органами, как правило, игнорируются. А жаль — крановое хозяйство страны сегодня вплотную подошло к критической точке: по разным оценкам, около 90 % башенных кранов, эксплуатируемых в белорусских организациях, полностью выработали свой срок службы.

Эксперты считают, что от 90 до 100 % аварий в крановом хозяйстве случается по вине самих работников. Здесь и халатное отношение персонала к технике безопасности, и нарушение технологических режимов эксплуатации оборудования. Так, например, весьма печально может закончиться попытка крановщика оторвать от земли примерзший груз или желание «взять» вес, превышающий установленную норму. Но на деле причина ошибок кроется гораздо глубже.

Болгарский эксперт профессор Ангел Велчев указывает, что белорусские стандарты безопасности в отношении грузоподъемного оборудования куда мягче европейских норм. К примеру, если в странах ЕС пристальный контроль сертификационных служб над кранами начинается уже с грузоподъемности в 1 тонну, то в Беларуси этот порог в 10 раз выше — от 10 тонн. Не столь серьезно соблюдаются в стране и нормы технической безопасности. Специалист уверен: одним из эффективных путей снижения аварийности и травматизма при производстве грузоподъемных работ является оснащение грузоподъемных кранов многофункциональными микропроцессорными приборами и системами безопасности, по возможности  интегрированными с системами управления кранов.

Современные технологии позволяют делать чудеса при помощи грузоподъемного оборудования. Установленные на высотных кранах блоки дистанционного управления сконструированы так, чтобы крановщик  мог управлять процессом погрузки или разгрузки, даже не выходя из собственного дома. Подключился к панели управления через Интернет — и работай себе спокойно. Конечно, мало кто в реальной жизни отважится поднимать многотонные конструкции, посиживая в домашнем кресле, но то, что отдельные технологии способны сделать жизнь строителей не только проще, но и безопаснее, неоспоримо. «Умные» датчики подскажут крановщику, что он приблизился на опасное расстояние к линиям электропередачи или может случайно зацепить тросом фасад соседнего здания. А уже если специалист ненароком попытается поднять груз выше заявленного в нормативных условиях оборудования, сигнал оповестит его об опасности. Но внедрение этих технических ноу-хау пока недостижимая мечта для отечественных контролирующих органов. В настоящий момент они безуспешно сражаются с тотальным нежеланием строителей устанавливать на свои агрегаты даже простейшие приборы безопасности.

Проблема массового внедрения таких агрегатов в крановое хозяйство Беларуси имеет долгую историю. Еще в конце 2004 года Госпромнадзор обязал белорусских владельцев грузоподъемного оборудования оснастить необходимой электроникой все краны, не отработавшие нормативного срока службы. Всего планировалось, что это требование коснется около 9 тыс. грузоподъемных кранов, работающих в стране. Стимул для решения этого вопроса был однозначным: в случае невыполнения условий эксплуатацию «проштрафившегося» оборудования планировалось запретить. Нормы эти брались отнюдь не с потолка: промышленные контролеры пытались унифицировать белорусское законодательство в области промышленной безопасности с российским и европейским. Ведь, к примеру, в странах Евросоюза Директива 98/37/EC «Продукция машиностроения. Безопасность» действует без малого десять лет.

Впрочем, затея не удалась. Фактически крановщики дали понять специалистам Госпромнадзора, что максимальная мера, на которую те могут пойти, — это система штрафов. «Или мы работаем по-прежнему, или вся строительная отрасль, в которой грузоподъемное оборудование занимает чуть ли не доминирующее положение, в один прекрасный день останавливается», — подчеркнули они. В итоге протест отечественных владельцев грузоподъемной техники, не пожелавших устанавливать на свои агрегаты дорогостоящие электронные  модули, как минимум, дважды переносил во времени сроки введения новых стандартов. Последний такой «час икс» был определен на 1 января 2008 года.

Впрочем, Госпромнадзор решил устранить проблему старым проверенным способом: если ее не удается решить, о ней можно забыть. Недавним постановлением коллегии этого ведомства были отменены обязательные требования по оборудованию грузоподъемных кранов системами безопасности.

Правда, говорить о том, что в отрасли все так плохо, было бы несправедливо. Специалисты Госпромнадзора установили, что в последние несколько лет 2123 крана все же были оборудованы теми или иными системами безопасности, еще 622 — относительно молодых — получили дополнительные блоки в наследство от своего производителя. Более того, выяснилось, что около 20 % кранового хозяйства страны вообще нельзя оборудовать новыми приборами, около 1800 башенных агрегатов по разным причинам уже выведены из эксплуатации. «В настоящее время полностью дооборудованы приборами безопасности грузоподъемные краны на предприятиях Минэнерго (концерн «Белэнерго» и Белтопгаз), а вот, например, предприятия Минсельхозпрода полностью игнорируют нововведения», — подчеркивают в Госпромнадзоре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter