Грустная мелодия для смычка

В Советском Союзе считалось, что умение ребенка музицировать — это не просто символ благополучия, но и знак того, что семья развивается в правильном направлении...

«Продается пианино в отличном состоянии, немного б/у», «В малообеспеченную семью отдам фортепиано. Самовывоз. Район Сухарево», «Безвозмездно отдам в хорошие руки пианино «Октава»... Подобными объявлениями соответствующий раздел популярной минской интернет–барахолки наполнен до отказа. Уже трудно поверить в то, что когда–то пианино было предметом воздыханий многих советских граждан, а каждый родитель считал своим отеческим долгом отдать дитя «учить ноты». Музыкальные школы в СССР множились, как кролики весной, но спрос все равно превышал предложение. Сегодня тенденция такова: наборы в «музыкалки» сокращаются с каждым годом, многие популярные ранее специальности остаются невостребованными. Получается, учить детей нотной грамоте больше не модно?


В Советском Союзе считалось, что умение ребенка музицировать — это не просто символ благополучия, но и знак того, что семья развивается в правильном направлении. Признак интеллигентности, духовности и высокой нравственности, если хотите. Флагманом этой самой неуклонно повышающейся культуры и быта было насильно втиснутое в новостройки хрущевок и коммуналки сталинских домов пианино «Красный Октябрь», «Лирика» или, на худой конец, «Беларусь». И лишь относительно недавно дорогой инструмент стали отправлять в комиссионки, продавать на интернет–форумах или перевозить в деревни к родственникам под тем предлогом, что на нем все равно никто не играет. Директор минской Детской музыкальной школы искусств № 1 им. Л.Александровской Сергей Перепеча не устает удивляться:


— Нам часто звонят и предлагают забрать инструменты. Отдают бесплатно, с тем лишь условием, что транспортировкой и погрузкой мы будем заниматься сами. Интерес к обучению игре упал, компьютеры и всевозможные электронные гаджеты заменяют сегодняшним школьникам музыкальные школы.


Государство, однако, идет на все, чтобы этот интерес возродить. Стоимость обучения невелика — всего 60 процентов от базовой величины. На деле выходит 50 — 70 тысяч белорусских рублей в месяц в зависимости от выбранной специальности. Согласитесь, цена красивой осанки, тонких пальцев, музыкального слуха и развитой самодисциплины невелика и уж точно пригодится в жизни даже тем, кто в дальнейшем связывать свою судьбу с музыкой не планирует. Жаловаться на дороговизну инструмента тоже не стоит. Если нет возможности купить новенькую «Ямаху» или немецкий «Хоффман», школа предложит инструмент в аренду. Да, неновый. Да, местами поцарапанный. Но профессионально настроенный и за арендную плату 100 — 150 тысяч рублей. В год. Сергей Васильевич с гордостью демонстрирует мне список:


— Материально–техническая база нашей школы — одна из самых внушительных среди аналогичных музыкальных учебных заведений города — 552 инструмента! Поэтому покупать свой баян за 2 — 3 тысячи долларов, а именно такова его цена на сегодня, необязательно. Все условия для учебы мы обеспечим. Только приходите и занимайтесь.


Самыми востребованными инструментами в «музыкалках» традиционно были и остаются фортепиано и гитара. На них же — и самый высокий конкурс при поступлении.


— Отголоски советского прошлого? — спрашиваю я.


— В какой–то степени. Раньше на «фоно» нехитрую мелодию мог сыграть практически любой, а гитарный пик пришелся на 70–е и начало 80–х, когда было модно на кухоньках бренчать запрещенные в то время песни. Но дать ребенку музыкальное образование в любые времена все равно было не столько модой, сколько первостепенной задачей каждого родителя.


Бывает, мама с папой настаивают: «Нет, что вы, какой баян–аккордеон? Хотим, чтобы он играл на фортепиано». С такой ситуацией наши педагоги тоже научились справляться. В учебном расписании есть, казалось бы, малозаметный, но важный спецкурс — «Предмет по выбору». То есть при обучении, например, на фортепианном отделении можно овладеть и электрогитарой. Или домрой. Или, при желании, контрабасом. Поэтому еще на прослушивании педагоги, видя склонность самого ребенка к одному инструменту, а нацеленность родителей на другой, предлагают: поучитесь игре на баяне, а не понравится — выбирайте фортепиано. Если склонности ко второму инструменту проявятся ярче, можно перевестись — это не проблема. Лишь бы ребенку было на пользу.


* * *


...На третьем этаже музыкальной школы № 1 через одну из неплотно закрытых дверей слышны звуки пианино. Ученица шестого класса фортепианного отделения Алиса Мазурина старательно выводит что–то лирическое. Полюбопытствовала. Оказалось — «Колыбельная под Рождество» белорусского композитора Галины Гореловой. Учитель Галина Костина — сама выпускница этой же школы — рассказывает, что, помимо обязательной программы, разучивает с ребятами произведения, которые нравятся им самим:


— Они часто распечатывают из интернета популярные песни и просят разрешить сыграть. Например, мелодию из кинофильма «Титаник» я благодаря ученикам сейчас могу воспроизвести и без нот, столько раз уже ее слышала.


Со стороны кажется, Детской музыкальной школе искусств № 1 грех жаловаться: статус ведущего учебного заведения Минска, расположение — самый центр, недалеко от ЦУМа и библиотеки им. Пушкина. На деле оказалось, что местоположение «храму искусств» как раз таки не на пользу. Галина Михайловна еще помнит своих прежних учеников:


— Когда–то район был очень престижным, здесь жили сплошь военная да культурная элита. Контингент учеников соответствующий. Знаете, в «переломные» 90–е годы, когда плата за обучение резко скакнула вверх, а зарплаты, наоборот, упали, мы думали, классы опустеют. Ошиблись: детей тогда забрали единицы. Но ребята выросли, переехали в новостройки, в старых домах остались жить их уже немолодые родители... У заселившейся же «новой волны» родителей к музыкальному образованию уже совсем другое отношение. В школу отдают по принципу «куда угодно, лишь бы по подворотням ребенок не болтался».


* * *


У музыкальной школы № 8 на улице Ангарской свои трудности. Директор школы Валерий Орешкин сетует, что приобщаться к искусству жители особо не спешат:


— Район наш старый, молодежь сюда переселяться не спешит. Поэтому с каждым годом набирать детей становится все труднее. Приходится ходить по общеобразовательным школам Заводского района, расклеивать объявления, объявлять дополнительные наборы в конце августа...


Руководитель Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской государственной академии музыки Андрей Колядич уверен, что проблема набора детей в музыкальные школы и колледжи носит в первую очередь демографический характер. Статистика говорит сама за себя: по данным Минобразования, в 2010 году общеобразовательные школы окончили 87 тысяч человек, в 2011–м — 75 тысяч, а нынче выпускников всего 64 тысячи.


— Уменьшение спроса на музыкальное образование — процесс, безусловно, не положительный, но вполне естественный. Однако идти на выполнение плана и принимать всех подряд мы себе не позволяем. Музыка — это ведь не просто профессия, а призвание и судьба, — рассуждает Колядич.


И все же дать шанс попробовать себя в музыке ребенку обязательно нужно. А вдруг где–то глубоко в нем живет «второй Моцарт», которому только нужен толчок, чтобы раскрыться?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
конструктор
а что говорили про ребёнка в СССР ,который любил собирать конструктор детский..???
Сергей Т
Однажды проходил со своим трехлетним сыном мимо собора Петра и Павла в Минске. В этот момент зазвонили там в колокола. Мой сын замер и меня не пропускал, ждал пока закончится мелодия. И кадый раз, когда такое случается, он снова стоит и слушает. А в любой книжке, где купола нарисованы, все время вспоминает это действие. И тут я задумался о возможности приобщению его к музыке. Обязательно попробую. Спорт и музыка - разные площадки, но человек должен быть гармонично развитым.
Надежда
Мои дети закончили музыкальную школу. И хотя никто с музыкой не связан, я благодарна тому, что в их жизни были замечательные, в высшей степени интеллигентные люди. Внучка в этом году тоже получит диплом музыкальной школы. Моцарт в ней не проснулся, но польку, вальс и песню ,при случае, сыграет. А больше и не надо. И еще замечено не только мной- музыкальная грамота способствует развитию математических способностей.
Вероника Шупенько
Умение ребёнка музицировать - ещё не показатель интеллигентности, высокой духовности и нравственности. Можно быть интеллигентным человеком, который хорошо разбирается в музыке, но при этом абсолютно не знает нот. Либо обратная ситуация: ребёнок может промучаться в музыкальной школе семь лет, играть вальсы Шуберта и Шопена, а по вечерам собираться с компанией на пиво. Само собой ни о какой высокой любви к музицированию в этом случае не идёт, даже если ребёнок изначально имел способности к игре на музыкальном инструменте. В этом деле отношение каждого человека индивидуально. Принципы нашего времени сильно отличаются от устоев СССР, поэтому вполне очевидно, что то, что считалось престижным тогда, не имеет такого значения сегодня. Каждый родитель желает лучшего для своего ребёнка и если он не отправляет чадо в музыкальную школу, это не значит, что он не заботится о его высокой духовности и нравственности. Просто для будущего ребёнку намного больше может пригодится, например, знание английского языка или навыки скорочтения. К тому же не стоит забывать про спорт, всё-таки здоровье всегда стоит на первом месте, его, как известно, купить невозможно, а занятия в спортивных секциях ещё и очень хорошо помогают развитию самодисциплины. К слову, литература не меньше способствует формированию духовной личности. И, наконец, есть ещё одна, самая важная причина, чтобы не отдавать ребёнка в музыкальную школу: он категорически не хочет туда ходить. Ведь определить склонности ребёнка совсем несложно, нужно просто понаблюдать, что ему больше всего нравится делать, к чему о тянется и, конечно же, выслушать его мнение. Ведь если, ребёнку интересна музыка или привлекает какой-то музыкальный инструмент, он сам так или иначе даст об этом знать, например, как сделала я в своё время: встала в позу кастрюли и сказала, что хочу играть только на пианино. Ребёнку совсем не обязательно становится вторым Моцартом, если он хочет быть вторым Майклом Джорданом.
Бубноў А
Мая дачка катэгарычна таксама не жадала наведваць музыкальную школу. А зараз ёй вельмі прыемна адчуваць сябе здольнай і да танцаў, і да піяніна.<br />
А большасць бацькоў сядзяць на інтэрнеце, піве і серыялах, і адбрэхваюцца: "Мы не можам прымушаць дзіця". <br />
Спачатку прымушайце сябе што-небудзь зрабіць. Можа, і для дзяцей станеце прыкладам.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?