В Витебске во время Великой Отечественной войны действовала китайская подпольная группа

Группа Лип-ти

Интересным фактом поделилась наша читательница из Минска О. М. Русакович и попросила подробнее рассказать об этой истории. Честно говоря, я, уроженка Витебска, впервые услышала о существовавшем здесь в войну китайском подполье. В областном краеведческом музее помогли не только пролить свет на те события, но и разыскать внуков лидера подпольщиков.

На славянский лад

Андрей Лип-ти в 1930 году.
— Да, в центре города в прачечной действовала китайская подпольная группа Андрея Лип-ти, — рассказывает заместитель директора по науке Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов. — У нас хранятся фотографии некоторых подпольщиков, письма с их воспоминаниями, также их родственников. 

Оказывается, переселенцы из Поднебесной стали обживаться на территории нашей страны еще до революции. Этому поспособствовал дефицит трудовых ресурсов в Российской империи во время Первой мировой войны. В Витебске поселение китайцев образовалось в центре города.

С внуками лидера китайского витебского подполья Андрея Лептина (партийная кличка Лип-ти) Олегом Лептиным и Сергеем Семешко — оба живут в Витебске  —встретились на том месте, где в Великую Отечественную находилась явочная квартира. Двоюродные братья рассказали, что их героический дед оказался в Беларуси раньше других соплеменников. В 1905 году 11-летнего китайского мальчика с русским именем привез с русско-японской войны российский офицер. Андрей Лептин женился на славянке Феодосии. У них было трое детей: Петр (1929 г.р.), Анатолий (1931 г.р.) и Тамара (1937 г.р.). Во время войны семья осталась в оккупированном Витебске.

— Сначала дед с семьей жил в центре города, а потом купил дом, в котором было девять комнат. Но во время войны он сгорел, — рассказывает Олег, внук Лип-ти от сына Анатолия.

После войны дом отстроили на том же месте, где стоял дедовский. Ныне это улица Псковская, 20/10, недалеко от костела Святой Варвары. Здесь со своей семьей живет Олег.

— Отец говорил, что в старом доме проходили конспиративные встречи, собиралось много китайцев, говорили на своем языке, которого он не знал.

Экспозиция «Защитники Отечества» в Витебском областном краеведческом музее.

Прачки-диверсанты

Витебский китаец во втором поколении Василий Чучалин (некоторые писали Чу Чалин, хотя, вероятнее всего, урожденный Чу Ча Лин) в апреле 1942 года вместе с земляками организовал прачечную, которая обслуживала немецкие воинские части. По количеству белья и сопроводительным документам работники предприятия узнавали, какие из немецких частей прибывают в город, какие убывают, численность военных. Прачечная была удобным местом для встреч. Добытые данные китайские подпольщики передавали белорусским партизанам, армейским разведчикам и руководившей подпольной работой в Витебске Вере Хоружей — через связных Клавдию Болдачеву, Зинаиду Шерякову и сестер-китаянок Ирину и Миру Джан Ван Фу (в обрусевшем варианте Джанванфу).
Китайцы не вызывали подозрения у немцев, поэтому имели доступ к топливу и даже оружию, которое затем передавали партизанам. Наносили вред и в процессе стирки: прачки химикатами пережигали большие партии одежды.
В сентябре 1943-го фашисты раскрыли группу. Лептина и Чучалина расстреляли. Предположительно, это произошло в районе кирпичного завода, но где конкретно, никто не знает.

После ареста руководителя китайской подпольной группы его жена и дети попали в концлагерь «5-й полк». К счастью, выжили. Но на сегодняшний день никого из них уже нет.

На ее глазах расстреляли мать

В краеведческом музее хранятся два письма связной группы Андрея Лип-ти Миры Джанванфу (Камкиной) и фотография ее сестры Ирины — дочерей председателя китайского колхоза в деревне Марковичи Александра Джанванфу. Незадолго до войны семья перебралась в Витебск. 

В 1941-м Мире было 13 лет. У нее были три старшие сестры — Анна, Ирина, Валентина и младший брат Александр, которого на белорусский манер звали Алесь. Когда началась война, старшая сестра Анна с мужем эвакуировались, отца увезли, сказали, что в обком партии, но он больше не вернулся.

Внуки руководителя подпольной группы Лип-ти Олег Лептин и Сергей Семешко.

Сестры присоединились к борьбе с врагом. Ирина попала в разведгруппу Павла Крылатых, Валя ушла в партизаны, а Мира в октябре 1942 года стала связной в группе Лип-ти. И была ею по март ­1943-го, пока не начались облавы.

На глазах девушки полицаи расстреляли мать, потом запрещали к ней прикасаться. Только через три дня, когда полицаи ушли, она смогла похоронить мать. Затем вместе с братом ушла в партизанский отряд. Переболела тифом. Когда вернулась в витебский дом, там уже жили чужие люди. 
Мира попыталась их выселить, и те ради прописки в доме Джанванфу сдали девушку в гестапо, откуда она попала в концлагерь в город Данциг. Там ее продали в рабство фермеру. 
В неволе она пробыла до освобождения в феврале 1945-го, а с марта по сентябрь работала санитаркой в эвакогоспитале.

«Там я встречала день победы, — пишет Мира. — Это был солнечный день, радость 9 мая просто не описать. Раненых выносили на улицу, все плакали, целовались. А мне было всего лишь 17 лет...»

Еще Олег Лептин рассказал, что почти напротив его дома живет двоюродный брат связной Зинаиды Шеряковой. Но это уже совсем другая история.

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter