Гроза помех

Автокомпенсатор непрерывных и прерывистых во времени шумовых помех — это небольшая плата сантиметров 20 х 30. Но, несмотря на свои скромные размеры, она значительно улучшает боеспособность зенитных ракетных комплексов

Автокомпенсатор непрерывных и прерывистых во времени шумовых помех — это небольшая плата сантиметров 20 х 30. Но, несмотря на свои скромные размеры, она значительно улучшает боеспособность зенитных ракетных комплексов. Автокомпенсаторы — одно из наиважнейших направлений в области радиолокации. И белорусские специалисты на этом научно-техническом направлении добились серьезных результатов. Недавно ведущий конструктор минского предприятия НПРУП «Алевкурп» Игорь Храпун был удостоен российской национальной премии «Золотая идея», учрежденной Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ, за создание автокомпенсатора для ЗРК «Печора-2М». Кстати, по итогам неоднократных полигонных испытаний и в России, и за рубежом модернизированная «Печора» считается одним из лучших комплексов объектового ПВО в мире.

Зенитный ракетный комплекс видит воздушные объекты с помощью радиосигналов, которые от них отражаются. Но достигают они радиолокационной станции ЗРК с различными искажениями, вызванными разнообразными помехами. Их немало: естественные — отраженные сигналы от земли и облаков, технологические — излучения от высоковольтных линий электропередачи, теле- и радиопередатчиков, станций мобильной связи. Впрочем, эти помехи относительно невелики и вполне качественно очищать от них полезный сигнал научились уже давно. Но опыт последних военных конфликтов показал: современная война, в том числе и в воздухе, сопровождается активным применением средств радиоэлектронной борьбы. 

Специальное оборудование генерирует разнообразные помехи, которые в своей толще глушат отраженные сигналы от целей. В результате системы ПВО могут стать слепыми: либо вообще не распознавать цели, либо получать о них только ограниченную информацию. Например, в «Печоре» до модернизации при постановке помехи со спектральной плотностью около 0,5 киловатта на мегагерц нарушалась функция дальнометрии. Радиолокационная станция видит воздушный объект, но расстояние до него определить не может. В такой ситуации обстреливать цель бессмысленно: вероятность поражения резко уменьшается. Причем постановщики помех могут находиться вдали от места боевых действий. 

В начале 2000-х, когда российский госпосредник «Росвооружение» при участии ОАО «Оборонительные системы» вел переговоры с иностранными заказчиками о модернизации «Печоры», одним из основных его требований было обеспечение стабильной работы ЗРК при высокой плотности помех. За разработку необходимой электронной начинки комплекса взялось белорусское НПРУП «Алевкурп». Некоторые коллеги-конкуренты тогда сомневались в успехе: слишком непростая стояла задача перед конструкторами. Но в марте 2005 года новый автокомпенсатор успешно прошел стендовые испытания, а в июне того же года — и полигонные, с боевой стрельбой в российском Капустином Яре. Потом были «экзамены» и на территории инозаказчика. Автокомпенсатор устойчиво нейтрализовывал непрерывные и прерывистые во времени шумовые помехи плотностью до 2 киловатт на мегагерц. Расчеты показывали, что ЗРК способен обнаруживать и сопровождать цели и при более сильных, в 2,5 раза, помехах. Но испытать на практике предел возможностей автокомпенсатора не удалось: соответствующего оборудования для создания столь плотных радиолокационных преград не удалось найти ни на российских, ни на иностранных полигонах.  

Имеется у белорусского автокомпенсатора и еще одна техническая особенность — топология платы. 

— Многослойная плата — вещь капризная, — говорит советник директора по научной работе НПРУП «Алевкурп», профессор Александр Охрименко. — Малейший просчет в топологии и сбивается работа всего электронного изделия. Поэтому до запуска в серийное производство плату стократно проверяют на опытных образцах — процесс долгий и трудоемкий. Топология же платы автокомпенсатора выполнена таким образом, что на ее базе можно реализовывать широкий спектр электронных изделий: дальномеры, измерители скорости, углов и так далее. 

Конечно, столь прогрессивные технические изобретения не рождаются на пустом месте. В СССР Беларусь славилась своей научной школой в области радиолокации. Например, Александр Охрименко когда-то участвовал в разработке ЗРК С-300. И свой опыт Александр Евгеньевич передал молодому поколению конструкторов. Он заметил Игоря Храпуна, когда тот еще только учился в Белорусском университете информатики и радиоэлектроники, стал руководителем его дипломного проекта. Кстати, свою кандидатскую работу Игорь Храпун намерен посвятить теме подавления помех с применением автокомпенсаторов. Национальная премия «Золотая идея» — награда серьезная и почетная. Она свидетельствует о международном признании и значении белорусских разработок автокомпенсаторов. А стать первым в этом конкурсе далеко не просто: необходимо обойти десятки конкурентов со всей России, в том числе и таких именитых, как концерн ПВО «Алмаз-Антей» — разработчика многих легендарных советских систем ПВО. 

— В некоторой степени автокомпенсатор — универсальное устройство, — объясняет Игорь Храпун. — Он может использоваться не только в «Печоре-2М», но и в других зенитных ракетных системах. Недавно его установили на «Бук-МБ» (модернизированый белорусский. — Прим. авт.), сейчас проходят испытания этого комплекса. 

Успех Игоря Храпуна и НПРУП «Алевкурп» — один из ярких примеров эффективного использования научно-интеллектуального потенциала. Ведь автокомпенсатор обладает и военным, и коммерческим потенциалом. Предприятие «Алевкурп» входит в межгосударственную финансово-промышленную группу «Оборонительные системы», в рамках которой и велась разработка электронных систем управления для «Печоры-2М». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (а это миллионы долларов инвестиций) фактически оплатили зарубежные партнеры. Но патентные и авторские права на изобретения принадлежат и белорусской стороне. А автокомпенсатор обладает большим экспортным потенциалом и не только в составе «Печоры» как самостоятельное изделие. А ведь стоит эта плата несколько десятков тысяч долларов. Кстати, может она использоваться и для нужд белорусской армии. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter