Громкое дело: спасатели против минских заторов

Авторов полемической рубрики затронуло заявление начальника Минского городского управления МЧС Анатолия Долголевца...

Авторов полемической рубрики затронуло заявление начальника Минского городского управления МЧС Анатолия Долголевца. В интервью агентству «Интерфакс» он сообщил, что недавняя гибель пенсионерки в пожаре на улице Леси Украинки произошла из–за неправильно припаркованных автомобилей. Пожарная техника не смогла приблизиться к подъезду — двор 20–этажного дома был заставлен машинами. «Наши люди были вынуждены брать огнетушители и бежать в разведку на 19–й этаж. В связи с тем, что техника не смогла подъехать, длины рукава едва хватило», — посетовал Анатолий Долголевец и отметил, что только в прошлом году отмечено более 20 случаев, когда техника не смогла подъехать к месту пожара.


Похоже, после трагедии чаша терпения сотрудников экстремальных служб переполнена: скоро состоится заседание комиссии по ЧС, на котором будет рассмотрена проблема дворовых парковок. Авторы «Спор–прогноза» рассуждают о возможном сценарии развития событий и методах предстоящей кампании против заторов.


Метод троллейбуса


Начну с того, что человек на улице Леси Украинки погиб от пожара, а не от припаркованных автомобилей. Мне вообще представляется кощунственным, когда чья–либо смерть используется, дабы заострить проблему автостоянок. Также странно, что работники МЧС не вспомнили о статье 30 Закона «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям», где прямо говорится: причинение вреда для достижения общественно полезной цели не является правонарушением. Другими словами, они могли запросто разбросать чужие машины, не считаясь с их повреждениями, и не несли бы за это никакой ответственности. Думаю, и сами автомобилисты, нарушившие правила парковки во дворе, не особо бы возмущались, узнав, что речь шла о спасении человеческой жизни.


Теперь о грядущем совещании по наболевшему вопросу. Ожидаю, что ничего нового на нем не изобретут и собравшиеся придут к старому недоброму решению, которое делает проблему парковок все болезненнее: машины из дворов убрать, автовладельцев карать пожестче, штрафы сделать повыше. На главный вопрос — где же все–таки минчанам ставить машины — ответа мы не дождемся. Хотя, на мой взгляд, карать следовало бы тех, кто до сих пор ничего не сделал для улучшения ситуации с парковочными местами в Минске.


А сколько было идей! Например, я помню обещания пересмотреть планировку внутридворовых территорий в старых районах и провести ревизию так называемых зеленых зон, многие из которых представляют собой неприглядные пустыри, загаженные собаками. Там нет ни обыкновенных цветов, ни «цветов жизни» — детей, однако же заедь двумя колесами на краешек этой пустоши — тут же готовься платить за «парковку на зеленой зоне». Начинаешь невольно подозревать штрафующих в дальтонизме, и хочется напомнить им, что зеленый — это тот же цвет, что у травки, елочки и крокодила Гены.


Вспоминаю обещание не утверждать проекты новостроек, которые не предусматривают места для автомобилей из расчета хотя бы одна машина на квартиру. И что? Загляни в свежие «спальные» микрорайны, там стоят и строятся многоэтажки с малюсенькими площадками для машин, а в итоге припаркованным транспортом забиты первые полосы всех окрестных улиц. Застройщикам невыгодно отводить большие площади под бесплатные парковки, они туда лучше еще один дом воткнут и поимеют прибыль. Кстати, наглядный пример — Кунцевщина, где на месте бывших стоянок уже вовсю возводятся новые высотки.


Еще помню идею о стояночных подъемниках, позволяющих парковать на одно место две машины. Под каким сукном она похоронена? Очень здравая мысль была с нарезкой мест для машин между деревьями, высаженными вдоль проезжей части. Знаю, пожалуй, всего несколько улиц в Минске, где оборудованы такие парковки.


Я считаю, что «карать и не пущать» можно лишь в том случае, когда для людей созданы все условия, чтобы они не шли на нарушение правил, а они продолжают нахально их игнорировать. Но если условий нет, то какой может быть спрос? Грядущее решение об ужесточении штрафных санкций — оно же безальтернативное: если дворовые территории окажутся под жестким запретом, нам просто придется продавать машины. Выходит, заботимся об улучшении людского благосостояния, а потом искусственно его ухудшаем? Разве к этому мы стремились, мечтая о тех временах, когда каждая семья сможет позволить себе один–два автомобиля? Давай, Андрей, пересадим всех обратно на общественный транспорт, чтобы «методом троллейбуса» решить проблему парковок. А нынешнюю дороговизну жилья победим строительством землянок. И на десерт, чтобы избежать отравлений мясом и рыбой, массово перейдем на хлеб и воду. Это я намеренно брежу, чтобы ты прочувствовал абсурдность решения парковочной беды через штрафы и запреты.


Почему бы городским властям не побороться с проблемой «дворового экстремизма»? Имею в виду многочисленные случаи, когда у припаркованных во дворах машин вдруг сами собой разбиваются стекла, прокалываются покрышки, а на капоты «случайно» падают цветочные горшки. Как ты понимаешь, это дело рук тех «безлошадных», но жутко принципиальных жильцов, которым мешает чужой транспорт. Что–то не припомню ситуаций, когда бы милиция устраивала ночные засады на самодеятельных борцов с автомобилизацией. И они чувствуют свою безнаказанность... Наш с тобой коллега, пришедший к участковому с жалобой, что ему уже третий раз прокалывают колеса, услышал: «У меня уже лежит 20 таких заявлений, зачем мне еще одно? Переставьте машину в другое место, и колеса будут целы. Может быть».


Прогноз:


Ничего хорошего не жду. Проблема парковок во дворах запретами не решится. Поэтому вскоре автовладельцы начнут создавать стихийные бригады по охране своей собственности, а их пешие соседи — изобретать новые козни в битве за жизненное пространство.


Тактика здравого смысла


Ты так все красочно и подробно разъяснил, как все по уму должно быть обустроено! Спасибо, конечно, за ликбез, но замечу: на одной лишь стойкой вере в светлое будущее и давление на чиновников далеко не уедешь даже на твоем французском авто. Ведь паркинги, новые парковки и стоянки — перспектива. А проблемы дворов, превратившихся в стойла для «железных коней», нужно решать немедля.


Что ж, допустим, в горисполкоме, отклонив запретительные предложения спасателей, возьмут сторону «безгаражных». Бросят на расчистку пространства для неприкаянных авто бюджетные средства и рабсилу. Город, и без того напичканный стройтехникой, оккупируют новые бульдозеры, самосвалы. Граждан опять попросят стойко терпеть «временные неудобства». В итоге в один прекрасный день паркингов в Минске станет больше, чем детских площадок. Но где гарантия, что вся эта благодать поспеет за гигантскими скачками автомобилизации? Ведь еще два года назад по количеству автомобилей на тысячу жителей наша страна обогнала почти всех восточноевропейских соседок. Не редкость, когда в минской семье уже по 2, а то и 3 автомобиля. Зачем столько? Вопрос давно второстепенный и риторический.


Знаешь, о чем я думал поутру, вдыхая на кухне причудливую смесь из запаха кофе и вони выхлопных газов, которые доставлял мне прямо на дом персонаж, разогревающий мотор под нашей форточкой? О том, что все реже пускаем детишек играть с ребятами во двор. О том, что «Фольксвагены» вытесняют с лавочек бабушек и мамочек с колясками. У подъездов стало душно, тесно — лошадиные силы превозмогли силы человеческие. Против лома нет приема... А если попробовать другой лом? Да, те самые жесткие санкции со стороны МЧС, ГАИ? И упомянутую тобой статью закона об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям. Нужно, на мой взгляд, более широко ее применять. А как иначе, если водители проявляют преступный эгоизм, а счет при спасении попавших в беду людей идет на секунды?


Извини, но, по крайней мере, сейчас, когда многие улицы и дворы превратились в полосу препятствий, в эффект гуманных методов не очень–то и верится. Знаешь, есть такой очень распространенный сорт горожан, которым на других наплевать, главное — личный комфорт. Такие, к примеру, заходят в троллейбус и тут же забывают, что за ними еще и другие пассажиры мечтают в салон попасть. Либо, наоборот, стоят возле выхода, будто не замечая тех, кому уже бы и выйти на остановке пора. А есть еще такой тип пассажирок: садятся они лишь на крайнее кресло, предоставляя тебе полное право протискиваться через них к окну. Вид при этом имеют недовольный: «По ногам, как по асфальту! Мне же скоро выходить!» Уверен, что когда такие вот томные львицы пересаживаются за руль, их модель поведения сохраняется, отражаясь на стиле вождения и парковки. Понастрой ты хоть тысячи паркингов с десятками уровней, отведи хоть все пустыри под автостоянки, контингент непробиваемых эгоистов продолжит тормозить возле подъездов и разогревать моторы у тебя под балконом. Ничему их жизнь не учит, даже случаи вроде позавчера описанного в «СБ»: машины у подъездов повредил упавший с крыши снег. И виноваты оказались, конечно, коммунальники!


А ты думаешь, сейчас в Минске нет свободных мест на стоянках? Говорят, хватает, стоит только поискать... Но разве дорвавшийся до персонального авто бывший пассажир троллейбуса захочет совершать марш–бросок на 300 метров? Для того ли он с зарплаты откладывал, в кредиты влезал, чтобы потом как лох «пешкарусом» до руля добираться?


Я к тому, Роман, исподволь подъезжаю, что ключ–стартер к решению проблемы отнюдь не в градостроительном «бардачке» лежит, а, скорее, в «багажнике» психологии. Я хоть и «безлошадный», но не экстремист, как те с цветочными горшками. А что? Глядишь, задумаются бездумные создатели дворовых автобаррикад, когда их «опели–шмопели» начнут сдвигать эвакуаторы...


И вот еще какой выход из всеобщего нашего автотупика я вижу. Точнее, пример, как нужно поступать в большом городе рационально мыслящему человеку. Это пример создателя первого оператора сотовой связи России, основателя знаменитого «ВымпелКома» Дмитрия Зимина — миллионера, который каждый день ездит на метро. Нет, он не выжил из ума и любому курсанту автошколы объясняет свою, казалось бы, причуду совсем незамысловато: «Просто потому, что в современной Москве на метро мне быстрее». Это слова того, кто может позволить себе шикарный лимузин и проблесковый маячок. Слова, к которым не грех прислушаться и в любом другом мегаполисе.


Прогноз:


Острых конфликтов мы избежим. Будет принято компромиссное решение, которое удовлетворит все стороны. Хотя всех проблем сразу не снимет. Не увидим мы и водительских отрядов самообороны. Хлопотное это дело — дворы патрулировать! Лучше в моторе покопаться...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter