Чтобы привлечь туристов, сегодня необходимы инновационные подходы

Громко заявить миру о себе

Беларусь открыта миру. Мы хотим, чтобы к нам приезжали, чтобы о нас говорили, чтобы сюда возвращались. Одно из доказательств — введение пятидневного безвизового режима для граждан более 80 стран. Безусловно, такая инициатива способствовала росту туристического потока. Однако этого мало. Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи убежден, что наша страна способна принимать в 2—4 раза больше туристов. Как этого добиться? Создавая и продвигая бренд Беларуси, который расскажет о ней иностранцам.


Именно разработка бренда для нашей страны стала одной из ключевых тем на Международной конференции по туризму “Брендинг дестинаций: инновационные идеи для привлечения туристов”, которая собрала на прошлой неделе в Минске более 300 участников из 30 стран.

Кто бы что ни говорил, однако Беларусь все еще остается белым пятном на туристической карте мира. Даже если иностранец что-то слышал о ней, он не понимает, что это за место и в чем его особенность. Проблема в том, что мы пока сами не можем дать четкого определения на сей счет. Беларусь гостеприимная, живописная, спортивная... Но что здесь главное?

Замечено: выбирая маршрут для путешествия, туристы в последнее время задают в поисковиках не конкретную страну, а те аттракции, которые они предлагают. К примеру, “активный отдых”, “лучшие пляжи”, “древняя архитектура” и так далее. Поэтому очень важно, чтобы дестинация громко и конкретно заявила о себе миру.

Например, Словения уже десять лет позиционирует себя как зеленая страна. Зеленая — значит экологическая, активная и здоровая. Бренд признан не только внутри страны, но и на глобальном уровне. Чтобы это случилось, чтобы он заработал, пришлось потратить немало лет и ресурсов. Но результат стоил того — в прошлом году эту страну желали посетить 

42 миллиона человек. Создание бренда помогло увеличить туристические потоки во многие страны — Грузию, Малайзию, Индию, Колумбию и другие. В Беларуси есть что посмотреть: прекрасная природа, богатое культурное наследие, развитая спортивная инфраструктура... Однако все это должно быть объединено каким-то одним понятием или слоганом. Например, “красивая”. Такой вариант предложил генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи:

— Бренд страны должен отражать ваши ценности, то, что важно дня вас. “Красота” может быть ключевым словом при создании бренда страны. Не зря итальянское слово bello, что значит “красивый”, созвучно с названием Беларуси.

Прозвучало на конференции предложение сделать из Беларуси романтическую страну, так как здесь чувствуется сильная связь с историей, преданиями и легендами. Был вариант представить Беларусь как страну, где разделят ваши интересы.

Создание бренда — лишь малая часть большой работы по привлечению туристов. После того как он будет создан, важно выбрать правильный путь по его продвижению. И стандартные методы здесь не подойдут. Билборды, плакаты в аэропорту, брошюры в посольствах и даже реклама на ТВ — все это прошлый век. Страны с большим потоком туристов занимаются в первую очередь онлайн-маркетингом, используя такие популярные платформы, как tripadvisor, expedia и так далее.

Впрочем, определенными успехами белорусы могут уже похвастаться. Пару месяцев назад у нас заработал свой аналог booking.com — портал VETLIVA, позволяющий не только узнать подробности о нашей стране, но и бронировать любые туристические услуги в любое время и из любой точки мира. Сегодня сайт ежедневно посещает более 4 тысяч человек.

Большая роль в популяризации бренда сегодня принадлежит также социальным сетям. Их использование помогает придать бренду жизни, быстро передавать его смысл и вести деловой диалог между компаниями. Многие страны для популяризации национального бренда привлекают знаменитостей — певцов, актеров, спортсменов. Могут использоваться и более нестандартные подходы. Кстати, у нас есть хороший пример — брендирование самолета “Белавия” белорусской компанией Wargaming, являющейся разработчиком всемирно известной игры World of tanks. И “танколет” неплохо работает на имидж страны, говорит пиар-менеджер Wargaming Иван Живица:

— “Боинг” с яркой надписью “Игра из Беларуси, в которую играет весь мир” сейчас летает в 28 стран. Он уже перевез сотни тысяч пассажиров. А увидели его — миллионы! Ни один билборд, рекламирующий достопримечательности Беларуси, не принес бы такого успеха.

С каждым годом количество путешествующих по миру растет. В 2016-м новые впечатления в разных уголках планеты искали более 1,2 миллиарда человек, в 2030 году, прогнозируют международные эксперты, это число достигнет 1,8 миллиарда. По мере увеличения количества туристов растет и конкуренция дестинаций. И чтобы занять свое место на туристическом рынке, нужно не бояться расширять границы собственного видения и использовать креативные методы в привлечении туристов.

МНЕНИЯ

Янез Сирше, руководитель проекта “Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси”:

— Беларусь вызывает интерес. Люди, которые приезжают сюда впервые, приходят в восторг от того, что они здесь видят, с кем общаются. Назрела необходимость, чтобы страна выступила с собственным брендом и логотипом. Вместе с тем белорусы должны осознавать, что, презентуя страну на мировом туристическом рынке, они должны представить не только логотип, но и качественный туристический продукт, который удовлетворит спрос потребителей.

Сандра Карвао, начальник отдела коммуникации Всемирной туристской организации:

— Бренд — это имидж в головах потенциальных клиентов. Это то, кем мы являемся для других. Но это также то, кем мы являемся на самом деле. Мало просто говорить о бренде. Важно иллюстрировать его делом.

Торнике Зиракишвили, глава отдела международных отношений Национальной администрации туризма Грузии:

— Главный урок, вынесенный мною из опыта маркетинга: не продается то, во что ты не веришь. Многие дестинации попадают в ловушку, пытаясь что-то из себя представить. Надо показывать то, кто ты есть, что является твоей аутентикой, что ты реально любишь.

ВАЖНО

Беларусь — это...


Несколько вариантов странового бренда вынесут на общественное обсуждение к концу года.

Сейчас над их разработкой трудятся эксперты финансируемого ЕС проекта “Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси”. Выберут тот, который получит наивысшую оценку международных экспертов, консультантов, иностранных туристов и самих белорусов. Ведь при создании и продвижении национального бренда очень важно, чтобы он нравился местному населению.

Эксперты проекта создают не только бренд Беларуси. Они уже разработали стратегию развития туризма и логотипы для пяти белорусских регионов и туристических объектов: Нарочь, Каменец — Пружаны, Мстиславль, Полоцк и Августовский канал. Это пилотные дестинации. Бренд каждой из них создавался с учетом истории региона, ландшафта, достопримечательностей и других характеристик. Например, Нарочь предлагают позиционировать как источник здоровья. Мстиславль — как живую историю и впечатляющий ландшафт. А Августовский канал — как трансграничное культурное наследие, дополняемое приключенческой деятельностью. Эксперты проекта надеются, что регионы будут использовать разработанные бренды и логотипы. Могут уйти годы, пока они будут приняты местной властью, населением, туристами. Но, если бренд заработает, результат порадует всех. Кроме того, пилотные дестинации должны стать примером для других регионов Беларуси. Хочется верить — удачным.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter