Громкий голос Порозово

В ПОРОЗОВСКОЙ специальной общеобразовательной школе-интернате, что в Свислочском районе, проходят реабилитацию и учатся дети, которых природа обделила слухом. Сюда привозят слабослышащих ребят со всей Гродненской области. В основном — из сельской местности.

Корреспондент «БН» изучал, в чем польза и как сложится судьба уникальной и незаменимой для слабослышащих детей школы.

В ПОРОЗОВСКОЙ специальной общеобразовательной школе-интернате, что в Свислочском районе, проходят реабилитацию и учатся дети, которых природа обделила слухом. Сюда привозят слабослышащих ребят со всей Гродненской области. В основном — из сельской местности.

САМО ЗДАНИЕ школы-интерната, как рассказала ее директор Ольга Козел, построено в 1960 году. В то время сюда был переведен Дятловский детский дом, в котором жили и учились дети из малообеспеченных и многодетных семей. В 1973-м  в учебное заведение начали поступать мальчишки и девчонки с нарушением слуха. А с 1976-го школу-интернат перепрофилировали в спецшколу для слабослышащих детей.

За это время талантливые учителя и воспитатели дали путевку в жизнь сотням своих воспитанников. Последние с благодарностью вспоминают бывших педагогов и приводят к ним на учебу уже своих детей.

— Чем раньше родители поймут, что у их ребенка проблема со слухом и отдадут его в руки специалистов, тем лучше, — замечает Ольга Васильевна. — Если несколько запоздают, у ребенка идет задержка в общем развитии и наверстать упущенное становится значительно труднее.

Дети приходят сюда порой с целым букетом заболеваний. Есть и страдающие детским церебральным параличом. Но благодаря усердию медиков, воспитателей со временем почти избавляются от некоторых своих недугов. Помогает этому целый комплекс мероприятий, в том числе и физические упражнения.

Распорядок дня тут расписан по часам. С утра — занятия. Во второй половине дня — обучение жестовой речи, слуховому восприятию. С 17 часов — самоподготовка. Суббота — банно-прачечный день, а также занятие спортом, посещение кружков. В отличие от других подобных учебных заведений порозовские ребята не предоставлены сами себе и в воскресенье. Они заняты в клубе выходного дня.

Учащиеся школы-интерната, оканчивая 12 классов, получают общее среднее образование. К тому же им прививают не только знания по предметам, но и учат тому, что им обязательно пригодится в жизни: самостоятельно совершить покупку в магазине, получить посылку на почте. Поэтому дети-инвалиды не чувствуют себя беспомощными. У каждого из них правильное восприятие собственного достоинства.

Занятия с детьми — по отдельной программе и по специальным учебникам. Ребята охотно посещают различные кружки, спортивные секции. Принимают посильное участие в труде. В школе имеется свой огород, где выращиваются овощи. Учащиеся старших классов помогают также местному сельхозпредприятию в уборке урожая, за что получают деньги на карманные расходы.

ДЕТИ в спецшколе разные, у каждого из них свои интересы, пристрастия. Одни тяготеют к математике, другие — к гуманитарным наукам, третьи — с огромным удовольствием занимаются спортом, рисованием, танцами, мастерят поделки, участвуют в художественной самодеятельности.

Школа известна своими спортсменами, неоднократно выходила победителем областной спартакиады. Ее воспитанники выступают за областное общество глухих. Несколько лет назад команда порозовских ребят ездила в Москву на международную спартакиаду среди детей с нарушением слуха. Обратно вернулись с множеством призов и дипломов, заняв общее третье место. В некоторых видах спорта ее представители поднимались на самую верхнюю ступеньку пьедестала почета. В прошлом году школу окончил мастер спорта по настольному теннису среди инвалидов Виталий Рейшель, который отстаивал честь страны на соревнованиях в Болгарии. Ныне подает большие надежды восьмиклассница Анна Супранович. Она — кандидат в мастера спорта по настольному теннису.

В отличие от обычной школы, педагогам здесь приходится несколько труднее — помимо преподаваемого ими предмета необходимо знать и язык жестов, а также писать слова и словосочетания на карточках. Поскольку ученики не слышат и многое воспринимают визуально.

Многие выпускники школы-интерната трудоустраиваются на базовое предприятие ЧУП «Цветлит», что в Гродно. Там их берут на работу охотно, поскольку руководство предприятия знает о трудолюбии ребят, их дисциплинированности. «Дети наши не разбалованные, культурные, миролюбивые», — отмечает Ольга Козел.

Родители обеспечивают своих слабослышащих детей только одеждой и обувью. Все остальные расходы по их содержанию в школе-интернате берет на себя государство. Есть у учебного заведения и шефы. Это филиал № 400 «Беларусбанка» г. Гродно, местная фабрика лозовой мебели, УСП «Совхоз «Порозовский», Гродненский торговый колледж. Они также стараются помочь спецшколе, в том числе и финансово. Особенно проявляет активность руководство банка. Деньги, выделяемые филиалом-спонсором, в основном идут на проведение ремонта. Благодаря этому удалось обновить баню, столовую. Теперь очередь за спортзалом. На текущий ремонт при подготовке к очередному учебному году направляются деньги, заработанные учащимися и работниками школы вне бюджета.

МАКСИМАЛЬНАЯ загруженность Порозовской спецшколы-интерната когда-то была 130 учащихся. Но постепенно их количество уменьшается. Теперь — только 36. Это привело к тому, что над учебным заведением замаячила перспектива закрытия. Когда это произойдет, сказать пока не берется никто. Но вопрос обсуждался, и неоднократно. Если такое решение примут, то без работы может остаться 71 работник учреждения. Трудоустроить людей будет непросто. В поселке нет крупных промышленных предприятий. Местная средняя школа в педагогах также не нуждается. Вызывает это определенную озабоченность и у председателя Свислочского райисполкома Олега Таргонского. С экономической точки зрения все понятно, рассуждает он. Но вот как быть с работающими там людьми, как перепрофилировать освободившиеся корпуса? Это большой вопрос, который требует внимательного подхода и взвешенного решения.

Геннадий ГИЛЬ, «БН»

НА  СНИМКЕ:  учительница   Наталья АНДРОЩИК ведет занятие с учениками 1-го класса.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter