«Громкие дела детектива Качуры»

НАЦИОНАЛЬНАЯ студия «Беларусьфильм» активно продолжает снимать детективы. Особенным успехом у зрителей пользуются многосерийные фильмы со сценами из сельской жизни. Так, стартовавшая в прошлом году картина «Иллюзия охоты» получила высокий рейтинг зрителей российского канала ТВЦ. Создателям фильма, сценаристу Валентину Залужному и режиссеру Игорю Четверикову, не оставалось ничего другого, как порадовать зрителей следующей картиной, объединив обе работы в цикл под названием «Участок лейтенанта Качуры». Фильм второй — «Сетевая угроза». Уже завершен самый сложный процесс — съемки, теперь идет монтаж, и картина планируется к выходу в 2011 году. Сегодня в гостях у «БН» автор фильма Валентин ЗАЛУЖНЫЙ. На его счету — сценарии документальных фильмов «Как у нас в Зарудичах», «Обычная линия», «Перестройка, акт 1», а также художественной ленты «Тень самурая» и заинтересовавшего нас нового сериала «Участок лейтенанта Качуры».

Сценарист Валентин Залужный — о работе над экранным образом сельского участкового.

НАЦИОНАЛЬНАЯ студия «Беларусьфильм» активно продолжает снимать детективы. Особенным успехом у зрителей пользуются многосерийные фильмы со сценами из сельской жизни. Так, стартовавшая в прошлом году картина «Иллюзия охоты» получила высокий рейтинг зрителей российского канала ТВЦ. Создателям фильма, сценаристу Валентину Залужному и режиссеру Игорю Четверикову, не оставалось ничего другого, как порадовать зрителей следующей картиной, объединив обе работы в цикл под названием «Участок лейтенанта Качуры». Фильм второй — «Сетевая угроза». Уже завершен самый сложный процесс — съемки, теперь идет монтаж, и картина планируется к выходу в 2011 году. Сегодня в гостях у «БН» автор фильма Валентин ЗАЛУЖНЫЙ. На его счету — сценарии документальных фильмов «Как у нас в Зарудичах», «Обычная линия», «Перестройка, акт 1», а также художественной ленты «Тень самурая» и заинтересовавшего нас нового сериала «Участок лейтенанта Качуры».

— Валентин Иванович, сельский детектив увлек аудиторию так, что снимается продолжение...

— Еще в студенческие годы мне запомнилась фраза Эйзенштейна: «Кинематограф — это монтаж аттракционов». Другими словами, кино должно увлекать зрителя. А что события фильма развиваются в сельской местности, наполняет его сочной фактурой и яркими образами героев. И не надо забывать, что наша республика преимущественно аграрная, и сельская тема близка практически всем. Помимо этого, мы старались, чтобы в деревенском детективе, хоть это жанр развлекательного характера, прослеживалась определенная мысль, идея. Не просто «убийство — расследование». Поэтому сюжетная линия построена не только из мелких, бытовых дел, а серьезных международных преступлений, которые раскрывает простой сельский участковый. Факт, что в нашей стране тоже происходят громкие дела, заставляет задуматься. Беларусь отнюдь не оторвана от внешнего мира, и она также борется с проблемами современности, которые преследуют другие страны. Более того, мы — центр Европы, а значит, со всех сторон подвергаемся риску.

— А как родилась идея сценария, где главный персонаж — сельский участковый?

— Вначале мы не хотели заострять внимание именно на участковом, больше придавали значение другим персонажам. И даже не думали превратить картину в цикл. Уже во время съемок стало понятно, что образ Качуры «растет» в фильме, тут, конечно, нужно отдать должное и режиссеру, Игорю Четверикову, и Павлу Харланчуку, актеру, который исполняет роль главного героя. Он настолько вжился в образ сельского участкового, что стал главным связующим звеном сериала.

— Планируете ли в дальнейшем писать сценарии о сельской жизни? Ведь вы родились в Минске, учились во ВГИКе, работали в Москве, а так подробно описываете деревню...

— Я — белорус, поэтому вернулся на родину. Поскольку считаю, что создать стоящее произведение искусства автор может, так сказать, в рамках своего менталитета. И, конечно, мне не чужды деревенские корни, есть родственники на Копыльщине, у которых приходилось бывать, ну и дачный участок в Минском районе. Там даже завязалась дружба с председателем одного из СПК.

Мы с женой занимаемся народным творчеством, состоим в союзе мастеров по соломоплетению. Поэтому деревенская жизнь мне знакома не понаслышке, и я не только планирую, но и есть у меня заявленные работы на сельскую тематику. Одна из них — в жанре мелодрамы.

Да и в Минске я родился в частном доме. С печкой, огородом. И наша улица считалась именно сельхозпоселком. Я — не кирпично-блочный ребенок.

— Валентин Иванович, каким вы видите современного сельского зрителя? В чем это выражается в фильме?

— В первую очередь — в образах. Это и природа, и сами люди. Образы нашей глубинки замечательные, душевные. Именно поэтому сериал «Участок лейтенанта Качуры» существенно отличается от московских детективов, снятых в квартирах, почти без смены обстановки. Я не люблю таких фильмов.

А также в юморе, он у нас особенный. Именно юмором мы разбавляли свой детектив. Есть у нас в «Сетевой угрозе» комедийный персонаж Бензин, смотреть на которого без доброй улыбки не получается. Сейчас он у меня даже пить бросил, но таким же чудаком  остался.

— А где снимался фильм «Сетевая угроза»?

— В разных местах: в Мядельском районе, Молодечно, Березинском биосферном заповеднике. Понадобилось и Вилейское водохранилище (там есть огромная плотина с компьютерным управлением, которая была нужна в фильме).

— «Иллюзию охоты» зритель увидел на канале ОНТ где-то около года назад. Когда планируется премьера «Сетевой угрозы»? Нет ли проблем с финансированием картины?

— Где взять спонсора на съемки кино, а тем более сериала, — это всегда важный вопрос, так как профинансировать проект самостоятельно «Беларусьфильм» не может. Но вот с «Сетевой угрозой» действительно повезло, это — сугубо белорусский фильм, за белорусские деньги. Министерство культуры полностью профинансировало картину. Сдача фильма намечена на конец октября. Ну а показ «Сетевой угрозы» в эфире, думаю, возможен к концу этого года. Сейчас картина находится в монтажно-тонировочном периоде. Но уже ведутся переговоры с московским каналом ТВЦ и монтируется к запуску рекламный ролик. Также в планах киностудии — производство третьего фильма. Но, опять же, возникает проблема финансирования. Поэтому вопрос пока открытый. Хотелось бы, конечно, сделать продолжение. Двенадцать серий — практически стандартный формат для телевидения. Хотя и третий фильм — не предел. Посмотрим, что будет с нашим Качурой, может, до генерала дослужится (смеется).

— Не боитесь ли критики в адрес белорусского кинематографа, который часто обвиняется в подражании российскому? Был ведь фильм «Участок» со знаменитым Безруковым в главной роли…

— Могу заверить, что нет абсолютно ничего общего у этих картин. Насколько все помнят, Безруков играет городского милиционера, который заброшен в глубинку, а наш Качура — выходец из села. Да и построение сюжета разное, а самое главное отличие — в самом образе сельской жизни. Белорусская деревня существенно отличается от российской. Жанры фильмов тоже разные. «Участок» — больше комедия, а у нас все-таки детектив.

Анна ЖУКОВСКАЯ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН» и из архива киностудии «Беларусьфильм»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter