Громкая тишина по сусекам

О повышении доходов

Белстат еще подбивает дебет и кредит ушедшего года. На подсчеты потребуется еще некоторое время. Но цифры, показывающие, как он завершался, уже кое о чем говорят. Оставлю пока в стороне ВВП, промышленное и сельскохозяйственное производство, экспорт, импорт, сальдо и прочие макроэкономические параметры. Каждому из нас гораздо интереснее другое — собственный кошелек.


По данным Белстата, номинальная начисленная среднемесячная зарплата в минувшем ноябре выросла на 70,5%. Это если сравнивать с тем же месяцем годом раньше. Да, она еще не догнала инфляцию, которая прыгнула за 100 процентов. Но то, что движение есть, и заметное, — само по себе плюс. Ясно ведь: курсы валют, цены в магазинах — вещи очень важные. Но все относительно. Если цены растут, а зарплаты нет — беда. Если же Правительство старается удерживать их в равновесии, картина получится совсем другая. Вот в Минске, например, средний заработок перешагнул психологический рубеж 3 миллиона рублей. Понятно, что здесь и экономика посильнее, и ресурсов побольше. Но все же хороший ориентир для других регионов. Тем более что этот год начался с решений, которые помогут и дальше подтягивать повыше доходы людей. Увеличены минимальная зарплата, ставка первого разряда, пособия, стипендии. Чуть раньше руководители предприятий получили больше самостоятельности в решениях о материальном поощрении своих работников. Все карты, как говорится, в руки. И то, как грамотно использовать полученные инструменты в интересах людей, теперь главным образом зависит от разворотливости и смекалки управленцев. Удочка есть. Надо ловить рыбу.


Я думаю, что не все последствия экономических проблем прошлого года сглажены. На это потребуется еще какое–то время. Но то, что движение есть, — факт. И вряд ли кто–то станет спорить, что и настроение людей стало заметно лучше. Отчасти по причине новогодне–рождественских праздников. В эти дни всегда на душе как–то светлее. Отчасти потому, что многие обнаружили некоторую прибавку в личных бюджетах. Но главная причина, мне кажется, в другом. Вернулась определенность. Ведь что больше всего угнетало в середине прошлого года? Именно неясность ситуации, ее причин, отсутствие четкого видения перспективы. Нацбанк и Правительство закрылись от публики. Не скажу, что бездействовали. Но отсутствие информации еще больше оголяло нерв. Кто знает, будь они чуть откровеннее, возможно, не случилось бы и бестолкового беганья покупателей по магазинам и торговым центрам. То за гречкой, то за сахаром, то за уксусом, то еще неизвестно за чем. Теперь даже смешно. Однако — что было, то было. Важно, что сейчас жизнь постепенно выправляется. Правительство вполне внятно объявляет о том, что и когда собирается делать. И даже если принимается не самое удобное решение, как, например, по льготному кредитованию жилья, оно людям объясняется. Это обязанность, о которой не стоит забывать ни при каких обстоятельствах, — отчитываться перед обществом. Все же министры, по сути, — нанятые им менеджеры.


Правильный ли выбран курс? Тут посади рядом двух экономистов, услышишь три мнения. А если еще и политические клоуны лезут со всех сторон с подначками и зубоскальством! Но в чем не бывает 100–процентного идеала в чистом виде. По любому решению можно аргументированно дискутировать до бесконечности. А проверяется оно только практикой. Но лично для себя я давно вывел один своеобразный критерий. Хочешь оценить действие власти — посмотри, как реагирует оппозиция. От нее, конечно, доброго слова не дождешься. Для этих господ и белый снег за окном чернит. Любое, даже самое благое начинание они с ликованием охают. Поэтому когда молчат, получается, выступают особенно красноречиво и убедительно.


Вот и сегодня в оппозиционной среде какая–то непривычная тишина. Хотя, по логике вещей, должно быть совсем по–другому. Ведь наступил год парламентских выборов. Бери трибуну — иди в народ. Выдвигайся, объясняй, убеждай, доказывай — занимайся политикой. Если ты политик. Но нет. Время от времени проскальзывает какая–то информация. Но этакая куцая, кулуарная — для собственного потребления. Один заявил, что не будет создавать партию. Будто все только этого и ждали от человека, которого в лицо и по фамилии не каждый вспомнит. Второй гордо объявляет, что на выборы вообще не пойдет. Третий тихо бубнит себе под нос о каком–то бойкоте. Четвертые занимаются партстроительством в духе КПСС, исключая из рядов то одного, то другого. Склока за склокой... Вот и весь пока информационный фон электоральной кампании...


А все потому, что сказать, похоже, нечего. Эта публика только с бензином на пожар бегать горазда. Вот и в прошлом году кто только не надувал щеки, умствуя о причинах экономических неурядиц. И известные, и безвестные, и забытые. Лезли из всех щелей, из социальных сетей. Самодовольно потирали ладоши: вот, дескать, «и вся ваша модель». А она, вот незадача, вполне себе выстояла. Как ее укрепить — обозначено. И оказалось, что добавить к тому, что сделано и делается, нечего. А уж придумать что–то новое, понятное и полезное для людей — и подавно. Поэтому остается только помалкивать. Авось примут за умных.


А может, не тот случай? Политика — штука специфичная. Молчуны в ней не приживаются. Впрочем, как и пустословы–крикуны. На днях еще один деятель обронил очень любопытную фразу. Мол, оппозиционерам нужно быть честными хотя бы друг с другом. Дозрели...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter