Громкая реабилитация

Вадим Девятовский и Иван Тихон выиграли дело у Международного олимпийского комитета

Спорить со Всемирным антидопинговым агентством — все равно что играть в карты с дьяволом. Как ты ни выкручивайся — в решающий момент у него в рукаве обязательно найдется козырной туз или, на худой конец, валет. Доказано не раз и очень многими спортсменами. В том числе и белорусскими. О незавидных перспективах войны против системы вам могут в красочных подробностях рассказать и Янина Провалинская–Корольчик, и Вадим Сашурин, и Анжелика Котюга. Вадим Девятовский в этом списке тоже присутствует — в 2000 году в ситуации, до сих пор вызывающей немало вопросов, он получил двухлетнюю дисквалификацию. Поэтому, наверное, решение Вадима вместе с товарищем по цеху и несчастью Иваном Тихоном отстаивать свою правоту после скандала на Олимпиаде в Пекине очень многие восприняли с нескрываемым скепсисом. Дескать, деньги потратите немалые, а толку — ноль. А они выстояли. Накануне в Белорусскую федерацию легкой атлетики пришло письмо из Спортивного арбитражного суда, в котором самая высокая спортивная инстанция сообщила свое решение по длящемуся уже два года делу.


Все, напомним, началось едва ли не на следующий день после того, как белорусские метатели молота поднялись на вторую и третью ступени олимпийского пьедестала. Спортсменов обвинили в использовании тестостерона, вызвав недоумение у специалистов. Удивляла не столько дисквалификация, сколько ее причина. Применение тестостерона в нынешний век высоких медицинских технологий в спорте является абсолютным моветоном. Приди кому в голову искать легкий путь на пьедестал, навряд ли бы он выбрал из множества современных и эффективных препаратов заведомо «читающийся». Тем более это касается Девятовского, который после предыдущего скандала стал очень щепетилен при выборе фармакологического обеспечения и даже принял решение тренироваться самостоятельно. И тем не менее в Пекине результаты анализов Девятовского и Тихона совпали почти стопроцентно.


— Я не просто удивился, когда узнал о положительном результате пробы — я был в шоке, — говорил тогда Вадим Девятовский. — Что еще может чувствовать человек, которому сообщают о том, чего в принципе не могло случиться? Мы, конечно, опровергли все обвинения, но подсознательно ждали решения о дисквалификации: МОК очень неохотно признает ошибки и идет на попятную.


По словам атлетов, причиной возникновения скандала стала работа пекинской антидопинговой лаборатории. Неразберихи в ее работе с самого начала было много. Еще в ходе Игр она оказалась в центре скандала о трех сотнях «потерянных» проб, о судьбе которых ничего не могли сказать ни сотрудники, ни официальные лица. На нарушения в методике забора и проведения анализов указывала и защита белорусских метателей, которую представляла известная английская адвокатская контора «Хаммондс». «В лаборатории имел место подлог аналитических материалов, в результате чего было объявлено об обнаружении допинга у белорусских метателей молота Ивана Тихона и Вадима Девятовского», — заявил на февральской пресс–конференции тренер Ивана Тихона Сергей Литвинов. Добавив при этом, что «прецедентов, когда спортсмены в подобных ситуациях выходили победителями, в истории спорта не случалось, а силы, которые будут противостоять нам, непредсказуемы». Дальше было несколько апелляций, долгие месяцы переносов и расследований, точку в которых должна была поставить самая высокая инстанция. «Допинг–тесты Девятовского и Тихона недействительны, потому что не были соблюдены международные лабораторные стандарты, — говорится в пришедшем из Лозанны письме. — Это означает, что медали должны быть возвращены спортсменам, а дисквалификация снята».


— Для нас это большая победа, — поделился радостью Вадим Девятовский. — Для ее достижения было потрачено огромное количество сил и средств. Если честно, то и у меня, и у Ивана постоянно где–то в душе таилось опасение, что будет, если мы все же не сможем отстоять свою правоту. Давление было колоссальное. Но благодаря той поддержке, которую мы получили в Беларуси, благодаря поддержке наших адвокатов мы выстояли.


По словам спортсменов, все эти годы они не прекращали тренировки, однако на чемпионате Европы в Барселоне, который состоится в августе, мы их все же не увидим. В ближайших планах у ребят — восстановление и последующая подготовка к будущим турнирам. «Я надеюсь, что нам удастся вернуть свои прежние позиции и показать в секторе те метры, которых уже давно никто не видел», — поделился планами Вадим.


— Случай с Тихоном и Девятовским наверняка создаст прецедент во всем мировом спорте, — рассуждает, в свою очередь, генеральный секретарь НОКа Георгий Катулин. — За борьбой наших ребят, поверьте, следили во всем мире. На недавнем конгрессе европейских олимпийских комитетов беспрецедентно долгому рассмотрению дела было уделено очень много внимания, а решение арбитражного суда расценивается всеми как громкая победа атлетов, которая впредь поможет им чувствовать себя более защищенными. К слову, этот вопрос будет обсуждаться и на предстоящей осенью сессии МОКа. Что же касается бонусов, которые ребятам положены по итогам Олимпиады в Пекине и которые они из–за дисквалификации так и не получили, то думаю, что зарезервированные за ними квартиры и денежные премии они обязательно получат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter