Реконструкция «Беларусьфильма» завершается

Громкая премьера ноября

«Беларусьфильм» всегда был нашей достопримечательностью. Проезжая по проспекту Независимости, экскурсоводы обращали внимание туристов на киностудию, дескать, здесь в советские времена снимались хорошие фильмы, трудились известные режиссеры. Но в последнее время здание скрыто от глаз людских строительными заборами. Реконструкция растянулась на долгих восемь лет. Однако 7 ноября она завершится. За три недели до этого радостного события мы заглянули туда, где скоро будет кипеть киножизнь.

Главный корпус «Беларусьфильма» готов распахнуть свои двери

В «Белые Росы» за супом

Директор киностудии Игорь Поршнев как гостеприимный хозяин сразу проводит нас в кафе. Оно аккурат справа от центрально входа в главное здание. Правда, пока там не предлагают чай-кофе, более того, даже отделочные работы не начались. Но уверяют: арендатор обещал справиться в срок. Арендатор? Да, киностудия отдала помещение, которое все пятьдесят лет ее существования занимала столовая, сторонней организации. Сами решили с общепитом больше не связываться, дескать, хоть бы со своими основными обязанностями справиться. Но предприниматель, кстати, имеющий аж 36 кафе по всей республике, обещал, что цены там будут доступными даже для работников «Беларусьфильма» — полноценный обед не более шести рублей. К слову, двери в «Белых Росах» будут открыты для всех. Название-то какое!

Выйдя из кафе, поворачиваем налево, и Игорь Валентинович с гордостью показывает территорию, где некогда была студийная одноэтажная гостиница. В ней в советские времена останавливались практически все актеры и режиссеры, в последние же годы жить в ней было невозможно, ее использовали как подсобное помещение, а недавно и вовсе снесли. Убрали и другие хозяйственные постройки — теперь там будет город-сад. А если точно, то эту большую территорию планируют использовать как натурную площадку.

Вдоль забора под навесом собираются устроить музей ретроавтомобилей. По типу того, что есть на «Мосфильме». Там старая техника и оружие привлекают внимание большого количества туристов. На это рассчитывают и в Минске. К слову, эта выставка может стать лишь одним из пунктов целого туристического маршрута по «Беларусьфильму», но об этом ниже.

Брус на заказ
На прилегающей территории Игорь ПОРШНЕВ собирается сделать натурную площадку

Старые павильоны в главном корпусе не узнать. Кажется, будто они даже больше стали. Но нет, метраж прежний – триста, тысяча и тысяча двести квадратных метров. Все остальное новое. На месте пятидесятилетнего сгнившего и провалившегося пола толстенный клееный брус, сделанный по спецзаказу. Высоченные потолки обработаны противопожарным покрытием, делали это профессионалы из Москвы – у нас таких не нашлось. Стены из суперсовременного звукоизолирующего материала. По всему периметру радиаторы – наконец-то про холод в павильонах забудут.

— В производстве применяем все самые современные технологии, — объясняет Поршнев. — Например, когда начиналась реконструкция, мало кто знал про систему многоканального звука Dolby Atmos, но сейчас весь мир переходит на нее, поэтому в процессе мы решили сделать у себя соответствующую студию, она сейчас готовится к вводу в строй. Мы работали в системе Dolby 5.1, но она уже устарела, а мы не хотим отставать в области обработки звука.

Фундус и ребейт

Из старого корпуса переходим в новый. Он был сдан еще в 2014-м, и там оборудованы еще два павильона. Это настоящая гордость Игоря Поршнева. С его приходом на киностудию, утверждает, они без дела не простаивают. Еще недавно Тодоровский снимал там фильм «Большой». В московский Большой его не пустили, поэтому театр и Ваганьковское училище «построили» на «Беларусьфильме». Сейчас там готовятся к съемкам еще одного российского фильма — «Чудотворная». А через пару месяцев ожидают, что павильон превратиться в Чернобыльскую атомную станцию — режиссер Алексей Мурадов готовится снимать фильм об аварии на ЧАЭС.


Во втором павильоне не первый день квартирует сериал «Мухтар-2».  Съемочная группа сейчас в отпуске, но декорации полицейского участка никто не разбирает. Им выгоднее заплатить за аренду, чем разобрать, а потом собирать снова. Ведь здесь все построено капитально. Обычно подобные помещения строят из фундуса – это такой универсальный материал разной конфигурации и размера, позволяющий в кратчайшие сроки сделать декорации, а потом безболезненно и быстро их разобрать. В «Мухтаре-2» к этому подошли основательно, использовали более практичный материал, ведь собираются здесь работать еще ближайшие полгода.

— На таких арендаторах и зарабатывает основные деньги киностудия? – интересуюсь у директора.

— Нет. Деньги мы зарабатываем на собственном кинопроизводстве. А сдача в аренду одного такого павильона позволяет нам лишь осуществлять коммунальные платежи. Хорошо зарабатывать мы начнем только тогда, когда задействованы будут все пять павильонов.

— А это реально?

— Конечно. К нам постоянно приезжают «на смотрины». Недавно были продюсеры из Италии, Германии, Индии. Наша проблема в том, что у нас не работает система ребейта. Это когда страна, на территории которой снимают иностранные кинематографисты, возвращает часть средств, затраченных на производство фильма. В Европе давно так работают. Недавно такой закон приняли в Украине. Вот вам пример. Приехал к нам продюсер из Индии. Все осмотрел – понравилось. Спрашивает, какой процент от затраченных у нас средств мы сможем ему вернуть. Отвечаю: нисколько, у нас нет такого закона. Он развернулся и уехал в Прибалтику, там ему обещают до 25 процентов. Он собирался снять пять картин по миллиону долларов. Итого потратит пять миллионов, а потом ему один вернут. Согласитесь, это немалые деньги. Поэтому он ездит по миру и ищет, где ему выгоднее работать. А так хотел снимать наши белорусские озера…

На складах киностудии тысячи уникальных экспонатов

Поэтому на «Беларусьфильме» чуть ли не молятся на россиян, их наши условия устраивают. Ну и, конечно, руководство киностудии не покидает надежда, что она станет загружаться своими фильмами, как в лучшие советские годы. Когда-то здесь снимали по 20 игровых картин в год. Сегодняшние мощности позволяют делать чуть меньше. Но здесь другая беда – на такое количество не хватит кадров. В годы простоя и безденежья разбежалось очень много специалистов. Сейчас их пытаются возвращать и воспитывать новых. Пока же 7—8 фильмов в год – это максимум, который мы сейчас себе можем позволить. Их качество – другой вопрос.

Чепчик от Красной шапочки и колпак от Буратино

Еще одно подразделение «Беларусьфильма», которое приносит деньги, пусть и не бог весть какие, — склады. Их в новом здании целых шесть. Перевозить вещи, оставшиеся от съемок различных фильмов, начали еще в прошлом году. Делали это спешно, так как часть раритетов начала портиться, покрываться плесенью. Все вымыли, вычистили, высушили, и теперь от разнообразия имущества у тех, кто видит это впервые, только восторг. Такого изобилия ассортимента ни в одном универмаге не увидишь.

Заходим в первый склад. Семь тысяч пар обуви. Все расставлено по полочкам: классические мужские туфли и ботинки, сказочно-исторические сапоги, современные женские босоножки. Еще семь тысяч головных уборов. Все в исторической хронологии: 1940-е, 1950-е, 1960-е… Чепчики, кепки, гусарские кивера, шлемы. Здесь же легендарный головной убор Красной шапочки, колпак и сабо от Буратино.

Дальше – больше. В одном из залов нас встречают дикий кабан и волк, точнее, их муляжи. В другом исключительно военные вещи: в основном шинели, но есть тулупы из овчины, кожаные плащи – все разных эпох. В третьем шикарная лисья шуба из «Анастасии Слуцкой» и золоченый костюм короля в исполнении Вячеслава Невинного из «Не покидай».

— За тридцать лет моль не съела? – спрашиваю.

— Все вещи обработаны и хранятся в специальных температурных условиях, — убеждает главный инженер Иван Губский. – Обратите внимание, для нас специально изготовили стеллажи в три яруса и подъемник. Здесь не только комфортно вещам, но и наши сотрудницы трудятся в хороших условиях. У нас ведется строгий учет, и они всегда знают, что где лежит или висит.

А за вещами, как оказалось, на склады заходят достаточно часто. Берут не только для съемок фильмов, но и арендуют для других целей: театрализованных праздников, фотосессий и т. д. Говорят, перед Новым годом здесь очереди стоят. Это еще одна небольшая статья доходов киностудии. Но в будущем эти помещения тоже хотят включить в туристический маршрут. Посмотреть ведь действительно есть на что. Более того, около складов собираются оборудовать витрины, за которыми будут храниться узнаваемые экспонаты из известных фильмов.

Но это дело не завтрашнего дня. Это планы на будущее. 7 ноября «Беларусьфильм» раскроет двери для высоких гостей, а потом продолжит работать над тем, чтобы по праву называться одной из лучших киностудий в Европе. Как минимум надо привести в порядок общежитие и оборудовать там гостиничные номера. Да и других забот еще полно.

stepuro@sb.by

Фото Александра Кушнера и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter