Историк Денис Тарасюк прогулялся по Гродно и пояснил, почему этот город называют музеем под открытым небом

Гродно. В поисках души

Школьный учитель Денис Тарасюк знает, как влюбиться в город с тысячелетней историей с первого взгляда

46-летний учитель истории средней школы № 40 Гродно настолько интересно рассказывает о своем городе, что просто заслушаешься! 

Казалось бы, он повествует о местах, мимо которых ты ходишь по два-три раза на день, о которых неоднократно читал в СМИ и смотрел по местному ТВ, — ну что здесь можно изобрести нового, непознанного?! 

Однако Денис Павлович умеет удивлять.



Чтобы обладать столь энциклопедическими знаниями (и постоянно совершенствовать их!), Денис Тарасюк в выходные дни надолго углубляется в архивы и часами, а порой едва ли не сутками напролет работает с документами. Но он настойчиво просит меня обойтись без пафоса и приводит крылатое выражение французского ученого Пьера Бюаста: «В мире есть только одно поистине неистощимое сокровище — это большая библиотека».

— Эти места дороги мне еще и потому, что удалось снять с них пелену тайны или возродить, — подобное касается в первую очередь имен офицеров Гродненского гарнизона, погибших во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, и Зеленой долины, — говорит Денис Павлович.

Долина, чудная долина…

Итак, мы начинаем свой путь. Первая точка маршрута — Зеленая долина на самой окраине Гродно.

— Когда хочется получить положительные эмоции либо просто «подзарядить батарейки», я сразу же иду сюда, — признается историк. — Вроде бы здесь, на первый взгляд, нет ничего особенного. Но это только на первый взгляд! Впрочем, скоро сами все увидите…

Зеленая долина, 1914 год.

В первую же минуту знакомства с любимым местом отдыха гродненцев в далеком 1914 году, аккурат накануне Первой мировой войны, мы замечаем его необычность. Наш фотокор Леша Бибиков несколько раз клацает затвором камеры, делает два-три снимка — и (о, чудо!) на дисплее высвечивается просто дивный кадр: в лучах восходящего неяркого ноябрьского солнца как-то по-иному смотрятся пожухлая трава и голые унылые деревья.

Вдоволь попетляв по узенькой тропинке, мы наконец-то вышли к полноводному Неману, неспешно несущему свои темные воды в Балтийское море. Заметим: река общей протяженностью тысяча километров! И здесь в очередной раз поняли, почему сто лет назад Зеленая долина была туристической изюминкой Гродно. Денис Тарасюк, понятное дело, разделяет наше восхищение:

— Знающие люди и сейчас здесь частые гости. А тогда, в начале ХХ века, это место, где извилистая Лососянка впадает в Неман, было очень притягательным для многочисленных туристов, в том числе из-за рубежа. Гости без зазрения совести увозили отсюда десятки отполированных водой камней-голышей и даже мешки с песком — он считался целебным. К слову, 107 лет назад педагогическое общество нашего города выпустило открытку с изображением Зеленой долины.

Дорога к храму

Гродно — историческая, архитектурная и культурная жемчужина Беларуси. Древний город вечно молод. Особая красота и величественность — в многочисленных церквях и костелах.

— Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму? Добавлю, что у каждого человека есть свой храм. Для меня это Свято-Покровский кафедральный собор, хотя живу и работаю я далеко от него, — уточняет Денис Тарасюк. — Мемориальные доски на стенах собора меня интересовали давно, и я очень рад, что нашел время и возможность, чтобы рассказать о них читателям в своей новой книге «В поисках души моего города», которая недавно вышла. Храм построен в честь военнослужащих Гродненского гарнизона, погибших в период Русско-японской войны 1904—1905 годов. В те времена была распространена такая практика. Мне удалось восстановить биографии офицеров и солдат, а также найти фотографии восьмерых из них. Это очень емкая и кропотливая работа, которую я считаю одним из главных (если не главным) достижений в жизни.

Заметно, что Денис Павлович волнуется, хотя наверняка не впервые рассказывает эту необычную историю.

…А тем временем наша ­увлекательная экскурсия плавно подходит к своему логическому завершению. Надеемся, мини-путешествие по Гродно, которое провел школьный ­учитель истории, оказалось интересным и познавательным не только для нас, но и для вас.

Старый добрый зоопарк

У входа в самый старый зоологический парк Беларуси, основанный в 1927 году, Денис Павлович преображается и с удовольствием вспоминает былые времена:

— Несомненно, зависть — плохое чувство. Однако (улыбается) в детстве я завидовал сам себе, что у нас в Гродно есть зоопарк. Да еще такой классный! Свирепые полосатые тигры, суровые гривастые львы, грациозные лани, шустрые мартышки… А еще редкие черные бобры и экзотические тапиры. Слон — вообще отдельная история! Понятное дело, посещал я зоопарк очень часто. И побывал в этом знаковом для меня месте вместе с родителями, детсадовскими и школьными друзьями, один… Был впечатлен трагической историей создателя зоопарка Яна Кохановского. Простой учитель биологии, в повседневной жизни скромный, даже застенчивый человек, Ян Иосифович проявил огромное мужество, когда попросил, чтобы фашисты расстреляли его вместо друга-заложника, которым стал многодетный отец, имевший на иждивении шестерых малолетних детей. Это случилось в октябре 1942 года у деревни Наумовичи Гродненского района… Отлично помню, как в «Утренней почте» пел Вячеслав Малежик: «Все заботы и тревоги оставляйте на пороге — посетите старый добрый зоопарк!» И в самом деле, когда тяжело на душе, что-то не ладится, я вновь и вновь иду сюда. Зоопарк в первую очередь для взрослых, а потом уж — для детей. Так говорит один мой знакомый, и я с ним целиком и полностью согласен.


Денис Тарасюк не скрывает радости по поводу того, что удалось завершить большое дело — выпустить книгу «История Гродненского зоопарка», написанную им в соавторстве с известным в регионе краеведом кандидатом медицинских наук Федором Игнатовичем:

— Труд был объемным, пришлось перелопатить горы архивных документов. Прослеживается история с момента основания (1927 год), когда в ботаническом саду мужской гимназии открылся зоологический отдел, и до наших дней. К слову, теперь здесь насчитывается более 4 тысяч животных почти 350 видов. Активная работа по созданию этой книги велась 8 лет. Завершать ее пришлось, увы, уже после внезапной смерти Федора Ивановича.

Слона не хватает

Знаменательным выдался для Гродно последний день лета 1955 года. Проехав полмира по железной дороге, сюда прибыла азиатская слониха Маша. Путь из Ханоя занял несколько недель. В городе на Немане слониху и сопровождающую ее делегацию встречали торжественно — с митингом, цветами, оркестром…

В зоопарке огромная Маша сразу же стала всеобщей любимицей. Она была доброжелательной, легко шла на контакт с детьми и взрослыми, в шутку обливала их водой из хобота. Оказалось, что во Вьетнаме она прошла полный курс дрессировки и принимала участие в освободительной войне с французскими захватчиками: перевозила в труднодоступные места оружие и боеприпасы, личный состав и провизию.

Через 8 лет в гродненский зоопарк из Ленинграда прибыл слон. Специалисты надеялись, что «европейский гость» найдет общий язык со слонихой Машей. Однако эта love stori закончилась, по сути, так и не начавшись. Практически одновременно экзотические животные умерли. И с 1963 по 1965 год зоопарк обходился без слона — в результате посещаемость резко упала. Только 1 сентября 1965 года из немецкого Лейпцига прибыл очередной гигант по кличке Сурак. Долгожитель провел в зоопарке 37 лет, после чего почил в бозе.

С тех пор два десятка лет горожане грезят о старом-новом экзотическом герое, и вроде бы дело в последнее время сдвинулось с мертвой точки, но… Но это уже совсем другая история.

kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter