Грипп прошлых столетий. Характерные для Минщины сырые зимы с частыми оттепелями не только в наши дни доставляют минчанам массу неудобств.

Согласно сохранившимся документальным свидетельствам, среди наиболее распространенных эпидемических заболеваний в середине XIX века в Минске лидировал именно грипп. Но в те времена грипп в половине случаев приводил к летальному исходу...

Согласно сохранившимся документальным свидетельствам, среди наиболее распространенных эпидемических заболеваний в середине XIX века в Минске лидировал именно грипп. Но в те времена грипп в половине случаев приводил к летальному исходу...

В 1890—1913 годы в Минске официальная статистика зарегистрировала 240 тысяч случаев эпидемических заболеваний, в среднем по 10 тысяч в год. Антисанитария была обязательным спутником любого большого города Восточной Европы тех времен. И Минска в том числе. Скученность построек, отсутствие канализации, недоброкачественная питьевая вода содействовали распространению эпидемий. Эпидемические вспышки почти не исчезали на рабочих окраинах, которые являлись неисчерпаемым источником общегородских эпидемий. Очагами желудочно-кишечных инфекций являлись жилые массивы по берегам Свислочи, Комаровка и район Немиги — там, где располагались рынки, вода и почва были особенно загрязнены. Не встречая противодействия (в 1900 году на дезинфекцию многотысячного города властями было выделено всего 100 рублей), эпидемии стремительно распространялись по рабочим кварталам и пересекали границы богатых районов.
Список наиболее распространенных эпидемических заболеваний, кроме абсолютного лидера — гриппа, возглавляли также желудочно-кишечные инфекции и туберкулез. Их, конечно, остерегались, но считали неизбежным злом. А вот по-настоящему, как огня, боялись холеры. Только когда возникала такая опасность, минский губернатор начинал проявлять активность в направлении профилактики эпидемий, а городское управление находило средства на санитарные мероприятия.
Примитивным был и аппарат санитарного надзора. Сначала он состоял из городского санитарного комитета, а в 1893-м к нему присоединилось санитарное опекунство. Двадцать санитарных агентов из числа минской интеллигенции добровольно работали под руководством городского санитарного врача. Но их деятельность касалась только центральных районов города, а санитарный комитет ограничивался надзором за проституцией. Созданные в 90-х годах XIX века медицинская аналитическая станция и секционный блок для изоляции инфекционных больных не могли обеспечить потребности стотысячного населения города.
Перед Первой мировой войной санитарные службы города несколько расширили свою численность. Штат санитарных врачей вырос до трех человек, и наконец в 1913 году в Минске открылась возведенная на пожертвования горожан и средства городского бюджета инфекционная больница. Она была построена на том самом месте, где стоит и сегодня — по улице Кропоткина (тогда — Николаевской), и на ее территории еще сохранилось несколько построек начала прошлого века.
С 1900 по 1904 год количество умерших от различных заболеваний на 1000 человек увеличилось с 20,2 до 26,7. Особенно высокой смертность была среди детей — новорожденных по разным причинам умирало до 62 процентов. И это притом, что в Минске медицинское обслуживание было несколько лучше, чем в остальных городах Беларуси, да и во многих городах Российской империи. Очень сильно уровень медицинской помощи снижало то, что лечебные учреждения принадлежали организациям, далеким от охраны здоровья. Количество врачей в Минске колебалось от 60 до 67 человек. “Своих” больных также обслуживали военный лазарет и тюремная лечебница. Лечебное дело в городе носило в основном предпринимательский характер. Большинство больниц, амбулаторий и аптек, все зубные кабинеты принадлежали частникам и были по карману далеко не всем: плата за помощь там составляла от 2 до 10 рублей в день. Были две бесплатные больницы — еврейская, на 65 коек, и государственная, подчиняющаяся Приказу общественной аптеки, — на 70 коек. Понятно, что их не хватало. На втором съезде врачей Минской губернии прозвучало высказывание, что попасть в губернскую земскую больницу из-за нехватки мест так же тяжело, “как попасть в Царствие Небесное”. К тому же большинство минчан по старинке предпочитали помощь фельдшеров, часто не имеющих специальных знаний. Количество больных, которые лечились у фельдшеров, превышало более чем вдвое число тех, кто обращался к докторам. Ну, а простой люд и вовсе предпочитал знахарей и знахарок, которых в бедных кварталах Минска было великое множество.
Лекарства тоже были одной из насущных проблем дореволюционного Минска. Цены на лекарственные препараты в аптеках были запредельными. Немного дешевле можно было купить их в так называемых “аптекарских магазинах”, но худшего качества и часто фальсифицированные. Только в 1913 году дума открыла первую городскую аптеку, где медикаменты приобретались по относительно доступным ценам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter