О вакцинации против гриппа

Грипп без смены масок

Менее 10 дней остается до массового старта кампании по вакцинации от гриппа. Она потихоньку уже идет — среди тех, кто часто и долго болеет, ведь тут важно уловить относительно спокойный момент и успеть сделать прививку тогда, когда еще не подняли голову сезонные инфекции. А всех остальных медики ждут начиная с 1 октября. Не особенно переживая, как еще недавно, из–за потенциальных отказов и контражиотажа в интернете. Да, времена меняются. Все меньше нужно убеждать, что прививка от гриппа — единственное средство избежать его серьезных форм и угрожающих жизни осложнений. Тех, кто тяжело переболел, считает главный эпидемиолог Минздрава Инна Карабан, агитировать даже нет смысла. Как говорится, испытали на себе все коварство заразы, унесшей в XX веке десятки миллионов жизней и много лет считавшейся фатально неуправляемой.


Профессор кафедры инфекционных болезней БГМУ, доктор медицинских наук Сергей Жаворонок авторитетно заявляет: вакцины сегодня и 10 лет назад — это небо и земля. Раньше ведь использовали просто вирус с прошедшей эпидемии, а теперь на прогноз, чего ждать в предстоящую, трудятся по всему миру около 170 национальных центров по гриппу, отсылая в ВОЗ накопленную информацию и таким образом помогая подобрать именно ту, самую оптимальную, наиболее действенную комбинацию. Между прочим, ни Украина, ни Россия (чья вакцина, кстати, в этом году выиграла у нас тендер) не будут проводить столь масштабную вакцинацию, как Беларусь. В России вообще ситуация довольно непонятная. Вроде бы один из мировых лидеров в разработке подобных профилактических средств, владеет самыми передовыми технологиями, получила, по словам министра Вероники Скворцовой, универсальную вакцину от гриппа А всех типов и «птичьего гриппа» всех штаммов. А Минздрав собирается рассматривать вопрос, как материально, в частности, через Фонд социального страхования, воздействовать на родителей, которые от прививок открещиваются. Одно из предложений — оплачивать таким больничный лист прогрессивно меньше, если ребенок в итоге заболеет. В канун эпидемического, «простудного», сезона все это наводит на мысль: отказы, видимо, многочисленные. Тем временем наш Минздрав намерен удержать прошлогоднюю планку — привить свыше 40% населения. Десять лет назад она была в 8 раз ниже — и гриппом болели в 30 раз чаще. А потом мир столкнулся с печально известным Н1N1... И наступило некое прозрение. Как говорит профессор Жаворонок, эту инфекцию мимоходом не обойти, и сама она не уйдет с территории, если не будет создана, выражаясь медицинским языком, 50 — 80–процентная иммунная прослойка. Иными словами, если защитные силы большинства населения не будут к такой встрече готовы, а мы, чихая да кашляя, продолжим передавать вирус по цепочке. С 2009 года задача так и стоит — создавать иммунитет коллективный. Недаром в 2012–м наша страна одной из первых внесла вакцинацию от гриппа в Национальный календарь прививок. С тех пор, уверяют медики, если и были эпидемии, то средней интенсивности, когда грипповало 12% населения контрольных городов. Смертельных случаев последние годы, к счастью, не фиксировалось вовсе...

На сей раз инфекционисты тоже ничего экстраординарного не ждут и из худшего сценария не исходят. Грипп придет, как обычно, в конце января — начале февраля. Скорее всего, ударит по трудоспособному населению — от 30 до 64 лет. Штаммы более–менее известные, в том числе с прошлого года. Но прививаться обязательно надо. Пусть это не дает 100–процентной защиты — и среди вакцинированных болеют, процента 1 — 2 (слишком от многих факторов зависит формирование иммунитета). Зато, подчеркивает руководитель Национального центра по гриппу кандидат медицинских наук Наталья Грибкова, переписывается сценарий на будущее: именно от такого решения зависит, где — на домашнем диване или в реанимации — пройдет схватка с инфекцией. Плюс ко всему современные вакцины содержат еще иммуномодуляторы, которые активизируют специфическую защиту, поэтому отчасти работают и против ОРЗ в целом. А эта группа включает до 200 агентов и является главной причиной выходов на больничный. То есть эффект от прививки получается двойной.

И все–таки нечто новое в рекомендациях появляется. Скажем, особую осторожность, по последним данным, должны проявлять люди с избыточным весом — они чаще всего зарабатывают себе на фоне гриппа пневмонию. Но тут марлевая повязка, в которой многие уже по привычке расхаживают после Нового года по улицам, не спасет. На открытой местности и так низка концентрация вирусов. В помещении, транспорте — дело другое. Однако почему–то именно там маски принято снимать: мол, душно, неудобно, некрасиво. И грипп в очередной раз подхватывать, если нет никакой другой защиты.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter