На начало 2016 года в мире сменили место жительства 247 млн человек

Гримасы миграции

О миграционных процессах
Человек ищет где лучше. Но иногда его просто вынуждают уехать с насиженного места, где стало совсем нехорошо. Глобализация и военные конфликты делают международную миграцию все более интенсивной. По данным ООН на начало этого года, в мире сменили место жительства 247 миллионов человек. И такое великое переселение уже признано фактором, способным сильно влиять на социально–экономическое развитие стран. Где–то отрицательно, а где–то и благотворно, как, например, в Беларуси. Ведь именно благодаря приезжим впервые за многие годы удалось компенсировать убыль населения и выйти в плюс: за прошлый год нас стало больше на 17,9 тысячи человек. Однако без анализа миграционных процессов, контроля над ситуацией и адекватных мер позитивные моменты вполне могут сойти на нет.

Чаще всего к нам приезжают из России, Украины и Казахстана. На долю этих стран приходится 90% мигрантов. И, конечно, лепта Украины в последнее время выросла. С 2014 года оттуда прибыло более 60 тысяч человек! Когда приток стал массовым, на самом высоком уровне были приняты решения для адаптации и интеграции приезжих, предоставления им услуг в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты. С ролью радушной хозяйки наша страна всегда справлялась хорошо и готова пребывать в ней и далее. Например, в госпрограмме «Здоровье народа и демографическая безопасность» к 2020 году поставлена цель достичь миграционного прироста в 70 тысяч человек. При жестком контроле, исключающем зачатки социальной напряженности, осложнение экономической и криминогенной обстановки, это хороший способ улучшить демографическую ситуацию, количество и качество рабочей силы, особенно при привлечении высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) провел в Минске масштабный форум. Ученые из десяти стран говорили о тенденциях, рождаемых миграционными процессами, на которые государствам нельзя закрывать глаза при формировании своей политики. И прозвучали весьма неожиданные мысли.

Практически все наше миграционное законодательство направлено на перемещение извне и практически не учитывает внутреннюю ротацию. А именно в ней, по мнению ученых, и кроются главные угрозы демографической безопасности. Да, приезжие помогли компенсировать естественную убыль населения и в городах, и в сельской местности. Причем они пополнили наши ряды не только количественно, но и качественно. За последние 5 лет к нам переселяется все больше людей трудоспособного возраста. Но если от этого абстрагироваться или вовсе предположить, что, скажем, приток из Украины в любой момент может смениться оттоком, стань ситуация у соседей получше, то мы увидим не очень–то веселую картину. Из сельской местности постоянно уезжает молодежь, и это вызывает дисбаланс половозрастной структуры как на селе, где мужчин до 30 лет уже значительно больше, чем женщин, так и в городе. Особенно ярко процесс выражен в Могилевской и Гомельской областях. Имеется и проблема «вымывания» населения из малых городов. Юлия Петракова, научный сотрудник отдела мониторинга социально–экономического развития Института экономики НАН, привела такие данные: за пять лет только 17 районных центров из 118 имели положительный миграционный прирост. Есть и такая проблема: отсутствуют комплексный анализ и оценка миграционной ситуации. Научное сообщество и госорганы работают разрозненно, решая локальные проблемы.

Возможно, поэтому и нет единообразия в оценке процессов. Плохо ли, что от нас уезжает больше молодежи 14 — 30 лет, чем въезжает, или такие передвижения нормальны для самой мобильной части населения? Как относиться к тому, что последние годы на учебу за границу едет минимум вдвое больше белорусских студентов, чем принимают иностранцев наши вузы? Нужны ли нам трудовые мигранты в то время, когда имеются и соотечественники, сбившиеся с ног в поиске работы? Останется ли сальдо международной миграции положительным, когда ситуация извне улучшится, и как его поддержать? Ведь, несмотря на то что рождаемость у нас впервые за долгие годы превысила смертность, уровень воспроизводства населения все равно остается в районе 80%.

При этом основная мысль: Беларуси вряд ли грозит миграционный кризис, в котором очутились страны Западной Европы, — противников не имеет. Другой менталитет, погода, отсутствие заманчивых пособий, да и в целом устройство общества — не тот климат, в котором как грибы после дождя вырастают лагеря беженцев с Ближнего Востока, а коренные жители начинают ощущать себя меньшинством. И это главное, что сегодня хочется услышать.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 229 (25111). Вторник, 29 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter