Григорий Гладков: «Падал прошлогодний снег» - наш ответ Феллини

У многих зрителей главный зимний праздник ассоциируется с пластилиновым мультфильмом
У многих зрителей главный зимний праздник ассоциируется с пластилиновым мультфильмом. Композитор, сочинивший музыку для сказки, рассказал «СВ», как создавалась эта история, почему советское кино всегда будет любимым и чем наши артисты могут козырнуть перед западными конкурентами.


"Жил да был орел-мужчина. Ладно скроен, ловко слеплен - ну вылитый я в молодости!", - реплики героев пластилиновой ленты давно ушли в народ. Фото: Кадр из фильма

– Григорий Васильевич, расскажите, как инженер по образованию стал известным композитором?

– Когда был маленьким, мама работала заведующей в яслях. Дома всегда царила особая атмосфера: детские стихи, музыка, какие-то сценарии постоянно писались. Чтобы помогать маме на утренниках, стал учиться играть на баяне. Так и понеслось. Родители хотели, чтобы у меня была серьезная профессия. Поэтому и выучился на инженера транспорта. Но, получив диплом, все равно поступил в джазовое военное училище в Брянске.

– В Ленинграде как оказались?


– По распределению. Поступил там в Государственный институт культуры. В это время и начал сочинять песни для мультфильмов.

– Как создавалась картина «Падал прошлогодний снег»?

– Сначала была «Пластилиновая ворона», которую тоже снял Александр Татарский. А через два года режиссер предложил еще раз поработать вместе.

«Падал прошлогодний снег» – настоящий советский мультфильм: с русским характером, юмором, философией… Мы хотели создать новогоднюю историю про недотепу – бездельника и мечтателя. В советское время мультики озвучивались Симфоническим оркестром Госкино СССР. А по ночам на уже имевшуюся музыку мы «накладывали» другую, сыгранную на казу (американский народный музыкальный инструмент.

– Прим. ред.). Если дудеть через бумагу, звучит, как расческа. Долго придумывали финальную композицию. Саша Татарский хотел, чтобы у зрителя после просмотра оставалось трагикомическое настроение, как после фильмов Феллини. В оригинале финальная песня называлась «Падал снег», но режиссер добавил слово «прошлогодний». Ведь снег, который выпадает 31 декабря, уже спустя несколько часов становится «архаичным».

– Сейчас дети совсем другие мультфильмы смотрят…

– К счастью, многие знают и советские картины. Современные блокбастеры заточены на кассовые сборы, а советское кино снималось не ради денег: в нем есть душа!

– У вас есть рецепт, как сочинить песню, которая может месяцами возглавлять хит-парады?

– Это секрет, который не нужно раскрывать – а то все сочинять начнут и станут великими композиторами! Честно говоря, не знаю я этого рецепта. Сам понять не могу, как так получается: сегодня много музыкальных групп, а слушают все равно «Битлов».

– За современной музыкой следите?

– Редко слушаю. Люблю другую музыку, в том числе и белорусскую. Давно дружу с Эдуардом Ханком – одним из самых талантливых белорусских композиторов. Раньше много вместе выступали.

– В Беларуси часто бываете?

– Всю республику исколесил. Люблю Гомель, Могилев – даже посадил там именное дерево. В Полоцке очень нравится. Как-то увидел в местном сквере монумент в виде половинки глобуса, внутри которого – континент. Поспрашивал у жителей: оказалось, именно в этом месте находится географический центр Европы. А памятный знак был установлен в 2008 году.

– Как вы придумали фестиваль «Дети Москвы и Беларуси поют вместе»?

– Однажды возглавлял жюри «Славянского базара» и вдруг осознал: нужен фестиваль, где выступали бы ребята из двух наших стран. Юрий Лужков, который на тот момент был мэром Москвы, идею поддержал. С белорусской стороны помогла Белгосфилармония. Выступали в российской столице, в Пинске, Могилеве, Бресте, Минске. Четыре года проект продержался.

– Жюри детского «Славянского базара» сложно было возглавлять?

– Тяжело, но интересно. Помню, участвовала Ксюша Ситник: девчушка с потрясающим обаянием, невероятно талантливая. Но большинство членов жюри хотело, чтобы победил другой участник. И тогда пришлось воспользоваться положением: председатель имеет право присудить не один, а два голоса. В итоге Ксения выиграла. Спустя какое-то время открываю новости: Ксюша Ситник и на детском «Евровидении» победила! Значит, не зря возлагал на нее большие надежды.

Вообще, у нас полно молодых талантов. Взять то же «Евровидение». По количеству медалей Союзное государство всех обгоняет. Вот выходят на сцену европейцы – южане, например. Темная кожа, черные глаза, сумасшедшая харизма. Все мальчишки – вылитые хулио иглесиасы! Но им не переплюнуть нас. Россияне и белорусы поют настолько душевно, что зрители голосуют все-таки за них. У нас своя союзная школа.

– Что это значит?

– В Европе нельзя бесплатно отправить ребенка учиться вокалу – все уроки частные, дорогие. А у нас – пожалуйста, было бы желание. Еще со времен СССР существует система профессионального детского образования. И, главное, много сильных педагогов, даже в глубинке.

– Но все равно ведь мало возможностей показать свой талант…

– Неправда. Молодежь часто рассказывает, как обивает пороги теле- и радиостудий: свои песни предлагает, подстроиться под формат пытается. Не нужно этого! Все само сложится, если действительно есть способности.

Уже десять лет возглавляю жюри союзного фестиваля «Творчество юных», который проходит в Анапе. Туда может попасть каждый. И российские, и белорусские дети участвуют. Самое любопытное, что ничем друг от друга ребята не отличаются. Интересы, мечты, юмор – все одинаковое. А знаете, какая в лагерях самая популярная песня? «Ты, да я, да мы с тобой». На «Творчестве юных» эта песня – неофициальный гимн. Ее написали белорусы, но как любят россияне! И ведь никто не пытался раскрутить – песня сама ушла в народ.

– Чем порадуете слушателей в 2017 году?

– Хочу записать альбом на белорусском языке – сейчас ищу спонсора, чтобы студию оплатить. А еще собираюсь перевыпустить альбом с детскими песнями и с композициями под гитару.

– Новый год где встречать будете?

– Многие коллеги отмечают праздник на сцене. Но я всегда встречаю Новый год в кругу семьи – эта традиция дороже славы и гонораров.

ДОСЬЕ «СВ»

Григорий Гладков родился 18 июля 1953 года в Хабаровске. Окончил Брянский институт транспортного машиностроения, а затем – Ленинградский государственный институт культуры. Автор музыки к мультфильмам «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «По щучьему велению» и другим. Вел программу «Спокойной ночи, малыши!». Входит в международное жюри детского «Евровидения». Заслуженный деятель искусств России.

Автор публикации: Елена КАРЛИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter