Маэстро Анисимов: «Не хочу и не люблю работать в пустом зале»

Григ — это всегда аншлаг

Исторический момент: балет «Пер Гюнт» в медицинских масках

В Большом театре художественный совет принимал долгожданный балет «Пер Гюнт» в постановке молодого белорусского хореографа Сергея Микеля. Работа над премьерой прерывалась несколько раз из-за пандемии: артисты уходили то в краткосрочный отпуск, то на карантин, затем вновь возобновляли репетиции. Пускай на месяц позже, но любимый ученик Валентина Елизарьева балетмейстер Микель, 29-летний самородок из деревни Слобода Миорского района, все-таки представил свою работу узкому кругу экспертов. Исторический момент: танцовщики балета выступали в медицинских масках, а часть оркестра — струнные — играла в зале, чтобы соблюсти все меры предосторожности.


Для генерального прогона публики в зале оказалось достаточно много. Хоть в масках, хоть в перчатках, но ценители жанра и культурные журналисты пробрались в партер: уж очень хотелось увидеть спектакль юного дарования. Согласитесь, не каждый день сцену Большого театра отдают хореографу-дебютанту. В музыкальном театре Микель ставил балеты «Вишневый сад», «Титаник» и «Джеймс и Персик-великан». К работе с главной балетной труппой приступил впервые, из чего мы можем сделать вывод, что мало-помалу худрук Елизарьев уже примерно представляет, в чьи руки будут передавать знамя белорусского балета.

Сергей Микель.

Написанная 145 лет назад пьеса «Пер Гюнт» норвежского драматурга Генрика Ибсена, как ни странно, взволновала в наше время многих крупных художников. Кроме балетных богов Ноймайера и Клюга, к ней возвращаются и драматические режиссеры. Так, Марк Захаров пару лет назад ставил «Пер Гюнта» в «Ленкоме», а в театре Вахтангова Юрий Бутусов только-только выпустил в свет свою трактовку этой истории о молодом повесе, который покинул дом и любимую ради приключений и странствий.


Нам известны две музыкальные версии «Пер Гюнта» — божественно прекрасный Григ и интеллектуальный Шнитке. Между двух безусловных композиторских величин Большой театр выбрал музыку Эдварда Грига, отчасти это объясняется бесконечной любовью дирижера-постановщика Александра Анисимова к великому норвежцу.


— Я все-таки ретроград, — говорит маэстро. — И считаю, что в Минске надо постоянно оглядываться, чтобы получить три четверти зала. Не хочу и не люблю работать в пустом зале. А Григ — это дело верное. 

Дирижер Анисимов практически подготовил партитуру. Кроме известных мелодий, например, «В пещере горного короля», в спектакле звучит совершенно новая яркая музыка Грига: «Норвежские танцы» и «Лирические пьесы», а вот канонический «Танец Анитры» вы не услышите — маэстро приготовил для публики приятный музыкальный сюрприз. Вдобавок спектакль синтетический: вокалисты оперы поют здесь сюиты на норвежском, приподнимая историю просто-таки на древнегреческие котурны.


В роли Пер Гюнта занят премьер театра француз Эвен Капитен, постигавший балетное мастерство в Беларуси и солирующий в нашем Большом уже четвертый сезон. Он танцевал Вронского в «Анне Карениной», Зигфрида в «Лебедином озере» и Хозе в «Кармен-сюите». Сергей Микель считает, что по внешним и физическим данным Капитен вписывается в эту партию идеально:

— В нем просматривается естественная наивность мечтателя.


Художник Любовь Сидельникова сочинила к спектаклю около 200 великолепных костюмов, особенно впечатляют женские головные уборы.
Одним словом, француз. Принц на белом коне. Похоже, что хореограф своего главного героя все-таки оправдывает за предательство, типа а кто из нас в молодости не совершал ошибок? Его Пер Гюнт получился неисправимым романтиком, джентльменом удачи. Характерно, что Эвен танцевал на генеральном прогоне без маски и ролью был увлечен намного больше, чем вопросами безопасности. Револьтады и туры в воздухе крутил головокружительные, в дуэте с возлюбленной (Сольвейг — Людмила Уланцева) проявлял нежность и терпение, а с мамой (Озе — Ирина Еромкина) — покорность. Мы попытались разговорить Эвена в перерыве между двумя действиями, что, конечно же, делать категорически нельзя было. Артист был целиком и полностью в роли: убегал от нас, как тот Пер Гюнт, с глазами по яблоку и подошвами из ветра — вперед, навстречу сказочной Сахаре.


Отдельно хочется отметить пластику Ирины Еромкиной в сцене «Смерть Озе». Большая балерина на наших глазах превратилась в великую актрису: на руках своего сына она умирает так тихо, как сама любовь, и сколько драматизма в каждом жесте!..


Вообще, энтузиазм, с которым вся труппа разыгрывала перед нами эту историю, конечно, поражает. Несмотря на душные медицинские маски, танцевали легко и с удовольствием: в поселке Хэгстад все так же весело давали гопака, в корпорации горного короля правили бал сетевые тролли, в пустыне бедуины обдирали чужестранца. Почти все персонажи танцуют на полупальцах без пуантов, кроме сумасшедших и свиты Пуговичника (Такатоши Мачияма в инфернальном рисунке своей роли удивительно прекрасен).


Добавим, что художественный совет принял дебютную постановку Сергея Микеля. А это значит, что премьере быть. Первые показы спектакля состоятся 8 и 9 сентября.






Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter