Грибы и грибочки

Кто-то травится лесными дарами по неосторожности, а кто-то — для удовольствияГрибной сезон нынче в разгаре, и количество отравлений дарами леса, как отмечают медики, идет вверх. В этом году в стране зафиксировано 103 случая отравления грибами, причем три из них со смертельным исходом. По количеству отравлений далеко позади себя всех оставил Минск — здесь зафиксирован 71 случай. К примеру, в Могилевской области произошло всего десять грибных ЧП, в Гомельской — шесть, Гродненской — пять, Минской и Витебской — по четыре.

— Что касается неравномерности распределения отравлений по стране, то и грибы не везде растут равномерно, — считают в отделе гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. — А то, что чаще других травится именно столица, можно объяснить повышенной активностью минчан. Они выбираются за грибами и за несколько десятков километров от города.
Заведующая отделом токсикологии Минской клинической больницы скорой помощи Валентина Постникова высказывается на этот счет более жестко, что и понятно, — горе-грибники первым делом попадают под ее опеку.
— Я бы столичных жителей назвала сборной командой, потому что они собирают все, что попадется под руки, — говорит Валентина Васильевна. — Если люди на периферии собирают грибы с детства и знают, какие есть можно, а какие нет, то минчане в это особо не вникают. Причем это касается не только грибов, но и ягод. Часто приходится иметь дело с элементарным отсутствием культуры. Спрашиваешь, какие грибы ели, а тебе отвечают — вроде курочки или зонтики. В грибной сезон количество пациентов в нашем отделении значительно возрастает, особенно всплески наблюдаются после выходных. Люди приедут домой, наедятся даров леса — и сразу к нам.
Врач уверена, что с окончанием грибного сезона случаи отравления грибами не прекратятся. По словам медика, многие белорусские грибники неправильно обрабатывают свою “добычу” (солят, замораживают), что также приводит к малоприятным инцидентам. Специалисты предупреждают, что отличить хороший гриб от ядовитого очень непросто. К примеру, несъедобный желчный гриб от всеми любимого боровика отличает лишь более отчетливая сеточка на ножке и розоватость шляпки. Конечно, можно по народному методу надкусить гриб и выбросить его прочь, если тот окажется горьким. Но и здесь можно обмануться. Некоторые ядовитые грибы не имеют горечи, а съедобные — например, сыроежки — горчат.
Между тем не все пациенты, попадающие в больницы с грибным отравлением, страдают от кулинарных изысков. Для некоторых отравление является расплатой за удовольствие. Наркотическое. Так, в Брестской области в конце прошлой недели было отмечено сразу три таких случая. Житель Барановичей начитался в Интернете о “чудодейственном” эффекте грибов псилоцибе и решил его опробовать на себе. Итог — молодой человек с симптомами отравления оказался в горбольнице. Та же участь постигла и двух жителей Бреста, которые для того, чтобы “словить кайф”, ели сырые мухоморы.
— Существуют вполне съедобные виды мухомора — к примеру, розовый или императорский, но отличить их от ядовитых неспециалисту очень трудно, — говорит преподаватель кафедры ботаники биологического факультета БГУ Александр Стефанович. — Действительно, некоторые вещества, содержащиеся в мухоморах, могут вызвать галлюциногенный эффект, но не стоит забывать, что в грибах есть токсичные соединения, которые могут привести к острейшему отравлению.
В Минскую клиническую больницу скорой помощи последний грибник-наркоман попадал около пятнадцати лет назад. В токсикологической лаборатории столичного наркодиспансера нам также подтвердили, что грибы не пользуются популярностью у любителей необычных ощущений.
— Токсический эффект, который дают грибы, гораздо сильнее, чем наркотический, — говорит заместитель заведующего лабораторией Ирина Шелейко. — Наши пациенты все-таки предпочитают менее экстремальные варианты...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter