Грешно смеяться?..

Об интернет–юморе

На Интернет снизошло прозрение! Оказывается, «Чумазик», над которым в сети не потешался разве что ленивый, совсем не тот, за кого его принимали. Отвратительная история, как из больного человека сделали посмешище, стала предметом острой дискуссии. Теперь глупый гогот сменился запоздалым раскаянием...


А началось все несколько лет назад, когда журналисты курской телекомпании снимали репортаж о бастующих рабочих. В кадре случайно мелькнул человек с перекошенным и чумазым лицом. «Умора! Да он пьян... Ну и рожа», — покатились со смеху телезрители, а вслед за ними и посетители Интернета (когда видео попало в сеть). И понеслось! Парню дали кличку, его изображения растиражировали юмористические сайты. Несчастный невольно стал посмешищем, карикатурой. Но задумался ли кто–нибудь в перерывах между приступами смеха, что, быть может, все не так? Что неадекватную гримасу на лице парня могла оставить тяжелая болезнь? Что кто–то превращает человеческую трагедию в комедию?


Сомневавшихся было немного. Среди них, впрочем, оказались журналисты, которые рассказали историю Юрия Татаренкова, с детства больного церебральным параличом. Открывшаяся правда потрясла многих. Теперь интернет–пользователи даже объявили сбор денег на лекарства Ю.Татаренкову. Конечно — у нас принято замаливать грешки подаянием. Не согрешись, не спасешься...


Теперь, по сценарию, так и хочется воскликнуть: «Автора!» Кто спекулировал на чувствах людей? Что он хотел донести до адресата? И почему на больного человека навесили ярлык скомороха? Слабые попытки разобраться в сути тогда потухли в раскатах гомерического хохота. Самое время вернуться к вновь ставшим актуальными вопросам.


А заодно уточнить, сколько других людей стали «героями» интернет–анекдотов. Вот, например, еще один персонаж из сети — «свидетель из Фрязино», вмиг ставший знаменитостью. Его беда в том, что он каким–то чудом попал на свадебную фотографию в спортивных штанах и кроссовках. Другими словами, оказался не в то время не в том месте. Выделявшегося внешним видом детину восприняли как пародию на братков из 1990–х. Стоило фото попасть в Интернет, как началось негласное соревнование в составлении фотомонтажей. Его силуэт появляется то в светской тусовке, то в виде наскального рисунка. Так непубличный человек стал знаменитым, хотя поначалу никто не знал ни его фамилии, ни даже хотя бы одного факта из биографии.


Специфический интернет–юмор сейчас вполне можно изучать как социальный феномен. Это гротескное отображение нашей жизни. Взятую из реальности картинку, как паззл, вставляют в разные ситуации. Но неминуемо стеб превращается в штамп, клише. Шутка, повторенная дважды, становится несмешной... Увы, порой даже здравая идея здесь обретает форму абсурда, а из любого человека могут сделать комика.


Да и задумывался ли кто–нибудь об этичности всех этих насмешек и острот? Куда там! Рано или поздно юмор за гранью перестает быть тем универсальным средством общения, за что его так ценят. Это как вкусный борщ, который можно пересолить и его уже есть никто не будет. Юмор становится интересен узкому кругу людей, упражняющемуся в остроумии, то есть самоцелью. Однако пример с «Чумазиком» другой, он во многом симптоматичный. Теперь–то все представляется по–иному. Шутки, которые тогда казались смешными, сейчас выглядят издевательскими и жестокими. Произошла недопустимая подмена понятий.


...Я сам в душе юморист. Без юмора жизнь была бы скучна. На юмор нельзя обижаться, если он уместен и понятен. Однако в любой момент шутка может стать пошлостью или еще хуже — оскорблением. Плохо, если острОта теряет остротУ...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter