Грешная жизнь

О прегрешениях человечества

Не так давно информационный мир заволновался: католики решили пополнить список так называемых смертных грехов. Волнение уже готово было перерасти в переполох: мол, и так в грехах, как в шелках, а тут новые добавятся. Еще прежние не отмолили, да и отмолим ли когда–нибудь...


Тревога вышла ложной. Однако, чтобы успокоить общественное мнение, церковным деятелям пришлось давать специальные разъяснения, появились они и на официальном сайте Римско–католической церкви в Беларуси. В Интернете даже публиковался полный перевод на русский язык интервью епископа Джанфранко Джиротти официальной газете Ватикана Osservatore Romano, в котором и шла речь о прегрешениях человечества, порожденных современной цивилизацией. Приводились и главные проявления неблаговидных деяний:


загрязнение окружающей среды;


усугубление растущей разницы между бедными и богатыми;


излишнее богатство;


злоупотребление наркотиками;


доведение до бедности;


нарушение «биоэтики» (например, контроль рождаемости);


исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией).


Короче, чем дальше в лес, тем больше дров. Все эти проблемы условно назвали социальными грехами. Кстати, числом они вышли тоже семь, как и список смертных грехов, идущий от святого Григория Великого (VI век) и Фомы Аквинского (XIII век). А зовутся грехи, влекущие гибель, смерть души, если кто забыл:


гордыня;


зависть;


обжорство;


похоть;


гнев;


алчность;


уныние.


Всем знакомо? Вообще, концепция семи смертных грехов широко известна, даже так называемые атеисты неплохо о ней наслышаны, — наверное, в силу морально–нравственной универсальности теории. Нет в ее положениях ничего такого, что требовало бы особых концептуальных объяснений, глубинных религиозных подоплек: каждая строка понятна любому. Ситуация, аналогичная той, которая сложилась со знаменитыми десятью библейскими заповедями: не убий, не укради... Традиционная мораль и этика самых разных народов учит тому же. Казалось бы, все просто. Но почему же тогда пополняются списки грехов наших и множатся скорби? Знать бы ответ...


Безусловно, мы ограничений не любим и накладывать на себя епитимью за содеянное не торопимся. Папа Римский Бенедикт XVI отмечает: сегодняшние люди теряют настоящее представление о грехе. А потому запутываются в грехах все больше и больше. Да, есть категории бесспорного «новейшего» зла — наркотики, уничтожение природы, бедность... Но вот, скажем, ехать на автомобиле со скоростью 70 км в час там, где положено 60 км, грех? В июне прошлого года в папской столице вышел целый документ, где грехом называют сознательное нарушение правил дорожного движения, в том числе превышение скорости. И вряд ли это стоит относить к примерам «религиозного занудства». Логика жизни и смерти диктует столь жесткие условия и оценки.


Аборты, клонирование, использование стволовых клеток... Сегодня по этим вопросам идет ожесточенное противостояние мировоззрений и убеждений. Притом каждая сторона хочет «как лучше»... А получается... Разговор слепого с немым — в смысле взаимопонимания...


В публикациях на тему «социальных грехов» особо замечалось: перечень их не окончательный и может быть продолжен. Вот только для кого и для чего этот список?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter