Гражданская оборона:белорусская версия

Энвер Бариев — о законодательной базе в системе реагирования на опасности военного и мирного времени — Давайте сразу внесем ясность: с 2000 года, когда функции управления ГО перешли от МВД к МЧС, в сфере защиты населения и территорий принят целый ряд руководящих документов.

Энвер Бариев — о законодательной базе в системе реагирования на опасности военного и мирного времени

— Давайте сразу внесем ясность: с 2000 года, когда функции управления ГО перешли от МВД к МЧС, в сфере защиты населения и территорий принят целый ряд руководящих документов. В их числе – двенадцать нормативных актов Президента, сто постановлений правительства и около двухсот нормативно-правовых актов МЧС. Подготовленный законопроект венчает эту многолетнюю работу. Его главная задача – закрепить имеющийся опыт и современные наработки, а также выйти на новый уровень социальной, управленческой и организационной готовности в формировании обновленной системы ГО.

— После окончания «холодной войны» законодательные акты по гражданской защите приняли наши ближайшие соседи по СНГ и большинство европейских стран. Что позаимствовала у них Беларусь? Что принципиально нового предлагаем сами?

— У каждой страны – свой путь и свой выбор, обусловленный типом государственного устройства и характером административно-территориального подчинения. Например, Россия – федерация, и тут все зависит от распределения обязанностей между субъектами и центром. Мы же – президентская республика с ярко выраженной «вертикалью», а значит, комплекс защитных мер для всей страны одинаков. В то же время мы не отрицаем общеевропейских, проверенных временем и оправдавших себя на практике моделей. Как и в большинстве развитых стран, у нас (еще со времен СССР) реализуется территориально-производственный принцип построения системы гражданской обороны. То есть область—район—город и дальше по отраслям: промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт… Как видите, при подготовке документа учтен советский, международный и национальный опыт. Если же говорить о новациях, в отличие от многих стран Беларусь сохранила статус служб гражданской обороны (противопожарной, охраны общественного порядка, медицинской и других).

— Какие положения законопроекта вызвали наибольшую дискуссию?

— Спор развернулся вокруг главного вопроса: как понимать сам термин «гражданская оборона»? Некоторые участники круглых столов подразумевали под этим понятием совокупность органов управления, организаций и служб. Мол, была бы структура, а задачи для нее найдутся. Но, думается, это не совсем верно. Современная оборона – это комплекс экономических, социальных, образовательных и инженерных мероприятий, которые призваны защитить население и территории от опасностей военного и мирного времени. Уже под них будут создаваться конкретные службы, но не наоборот.

— Энвер Ризаевич, что же представляет собой итоговая, переданная в парламент редакция?

— После обсуждений и согласований мы получили проект закона, который системно рассматривает все вопросы гражданской обороны Беларуси. В нем впервые четко определена структура сил и средств реагирования на опасности, перечислены меры защиты и порядок эвакуации населения. Теперь все максимально адаптировано к реальным сценариям возникновения и развития ЧС, ресурсным возможностям страны и общества. Разработаны научное обеспечение и система превентивных мер ГО, созданы экономические механизмы, повышающие устойчивость на микро- и макроуровнях населенных пунктов и целых отраслей. Особое внимание уделено спецподготовке руководителей различного уровня (от министров до председателей местных советов), а также обучению населения.

— Проект нынешнего закона разрабатывался в соответствии с концепцией совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) и гражданской обороны на 2004—2007 годы. Один из ее пунктов гласит о создании в республике к 2007 году Единой системы реагирования на опасности природного и техногенного характера в мирное и военное время. Значит ли это, что принятие в Беларуси «Закона о гражданской обороне» станет последним камнем в ее фундамент?

— Безусловно. Ведь сегодняшняя система ГСЧС и разработанная под нее нормативная база полностью закрывают вопросы по защите населения и территорий в мирное время. Законопроект, который сейчас направлен

в Национальное собрание, решит проблемы и военного. Что дальше? Унификация обеих систем. Ведь, согласитесь, они и без того очень близки по природе опасностей, которым противодействуют. И там, и здесь – аварии, катастрофы, химические и радиоактивное заражения, ЧП на гидротехнических сооружениях… Словом, нет смысла дублировать отдельные службы и раздувать штаты. К 2007 году в Беларуси появится основа универсальной системы, способной в равной мере противостоять вызовам мирного и военного времени.

— Энвер Ризаевич, в какие сроки может быть принят закон?

— Не хотелось бы загадывать, но мы рассчитываем на конец декабря. Его действенность будет зависеть от того, удастся ли вдохнуть жизнь в основные положения документа. А это уже задача не только МЧС – всех структур государственного управления, предприятий.

На снимке: Энвер БАРИЕВ, министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter