Гражданин начальник

Исправительное учреждение открытого типа (ИУОТ) больше похоже не на колонию, а на обычное... общежитие

Это здание на окраине Минска не окружено высоким забором и колючей проволокой. Здесь нет ярких фонарей и конвоиров с беспрекословно послушными служебными собаками. Здесь осужденные могут не только входить в комнаты, но и выходить из них по собственному желанию. И более того, они каждый день свободно ездят по городу — на работу, курсы, свидания. Все потому, что исправительное учреждение открытого типа (ИУОТ) больше похоже не на колонию, а на обычное... общежитие.


Подобных учреждений в стране 55. Больше всего — 12 — в Минской области. В одном из них — ИУОТ № 33 по улице Передовой, 13 в Минске — мы с фотокором провели почти три часа. Трехэтажное здание снаружи и впрямь напоминает обычное заводское общежитие: разномастные занавески, на некоторых подоконниках — комнатные цветы. Но первое, что видишь, переступив порог, — комната дежурного милиционера. Каждый возвращающийся с работы, из магазина или кино должен отметиться в журнале и своим поведением продемонстрировать, что абсолютно трезв. Одно из главных условий таково: хочешь продолжать работать, регулярно общаться с семьей и друзьями, будь добропорядочным гражданином. То есть просто не нарушай закон, не совершай аморальных поступков.


— Для большинства людей слово «преступник» означает «опасный для общества», однако в отношении моих подопечных это не совсем верно, — не в первый раз за свою карьеру растолковывает начальник ИУОТ № 33 Василий Еркович. — В такие учреждения судьи направляют тех, кто совершил ненасильственное преступление и угрозы для окружающих не представляет, имеет хорошие характеристики и встал на путь исправления: водители — виновники аварий со смертельным исходом, отцы, уклонявшиеся от уплаты алиментов, воры, сами явившиеся в отделение милиции с повинной.


Ограничение (а не лишение свободы) — это шанс для человека, преступившего закон, морально и материально искупить свою вину. Ведь, работая, он может быстрее погасить ущерб, нанесенный пострадавшему или государству.


Причем если в колониях заключенные имеют право выбрать, трудиться либо весь день лежать с книжкой на нарах, то осужденных к ограничению свободы заставлять не надо. Сами в первый же день просят администрацию поскорее подыскать им подходящую вакансию. Секрет прост: несмотря на то что в дневном расписании четко прописано время трапез, централизованно здесь осужденных не кормят. Как говорится, кто не работает, тот не ест. На мой взгляд, лучшей мотивации и не придумать!


— Некоторые, даже погасив иск, продолжают активно трудиться. Потому что (часто впервые!) наконец–то имеют возможность купить себе вкусную еду, красивую одежду, пригласить девушку в кафе, послать деньги родным... — рассказывает Василий Иванович. — Именно здесь они осознают, что могут многого достичь! У нас и свадьбы несколько раз в год играют, а позже и отцами становятся. Словом, с вынесением приговора жизнь осужденного не заканчивается, как ошибочно думают некоторые люди.


Мои собеседники — тому пример. Жителю Слуцкого района Николаю — за 40. Полтора года назад он уволился с работы и на следующий день потерял паспорт. А без этого документа, понятное дело, другое место не найти... Оформление нового паспорта затянулось — и за это время почти до 6 миллионов рублей выросла задолженность Николая по уплате алиментов на двоих сыновей... Сейчас, спустя 8 месяцев после осуждения, он уже выплатил большую часть долга. Ведь если в родной деревне редко когда удавалось заработать более 150 тысяч рублей в месяц, то в Минске Николай получает не меньше 600.000.


Из своих 32 лет 8 Сергей провел в колониях строгого и усиленного режима. Как говорит, расплачивался за грехи молодости. Освободился. За 4 года — ни грамма спиртного, жизнь стала налаживаться. А потом встретил школьного друга, тот уговорил на бутылочку пива, потом выпили еще, еще... Сергей и вспомнить–то толком не может, зачем разбил стекло в чужой машине и украл ненужную ему автомагнитолу. Протрезвев, поразмышлял и отправился в ближайшее отделение милиции — с повинной. Именно благодаря этому суд выдал ему кредит доверия: приговорил к ограничению свободы. На языке бывалых злоумышленников, это «пионерлагерь». Сейчас Сергей трудится слесарем–сварщиком на одной из минских строек, гордится своей семизначной зарплатой и после освобождения планирует жениться на любимой женщине...


Начальник ИУОТ № 33 Василий Еркович работает здесь уже 23 года. За это время он успел помочь тысячам людей не потерять или заново найти свое место в жизни. Помнит детали биографии каждого из них. Был гостем на свадьбах и крестинах детей многих из бывших подопечных, нередко встречает их на улицах. И те, завидев милиционера, искренне рады встрече с человеком, который помог им достойно пережить трудный этап биографии...

 

На снимках:

Василий Еркович.

Осужденные в свободное время занимаются в зале тяжелой атлетики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter