Необходимо публиковать декреты СГ в официальных национальных изданиях
Лейла КОТИЕВА, начальник Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства:
– В структуру единой нормативно-правовой базы входят декреты, постановления и директивы Высшего Государственного Совета Союзного государства, постановления, директивы и резолюции Совета Министров Союзного государства. Декреты и постановления ВГС, постановления Совета Министров принимаются по предметам исключительного ведения СГ. В силу «союзного» характера регулируемых ими отношений, добровольно переданных Беларусью и Россией в его ведение, декреты и постановления должны иметь приоритет над нормами национальных законодательств.
Согласно статье 60 Договора о создании Союзного государства, декреты подлежат прямому применению на территории Беларуси и России после их официального опубликования. В настоящее время нормативно-правовые акты СГ публикуются лишь в ежегодных сборниках нормативно-правовых документов Союзного государства.
Официального характера сборники не имеют, поэтому публикации в них недостаточно не только для официального правоприменения, но и для обеспечения доступности союзных актов. Поэтому, чтобы обеспечить прямое применение декретов на территории Беларуси и России, необходимо предусмотреть их официальное опубликование в национальных официальных печатных изданиях.
Порядок официального опубликования должен распространяться также на постановления ВГС и Совета Министров СГ. Это потребует внесения изменений и дополнений в национальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и сроки опубликования внутренних нормативных актов.
Очевидно, что прямое применение союзных актов должно обеспечиваться юрисдикционными контролем и защитой: контролем со стороны органов государственной власти и защитой, обеспеченной судебными учреждениями. Сегодня механизмов такого контроля нет. Нет и «союзной» судебной инстанции. Поэтому, чтобы отследить реализацию декретов и постановлений на территории России и Беларуси, на каждом заседании ВГС и Совета Министров СГ необходимо информировать их участников о выполнении принятых ими решений. Контроль с их стороны должен вестись, как минимум, по трем направлениям: это степень реализации нормативных положений, закрепленных решениями органов Союзного государства и международными договорами, заключенными между Беларусью и Россией; эффективность союзных нормативно-правовых актов; эффективность правотворческой деятельности органов Союзного государства – насколько она соответствует объективно возникающим потребностям граждан, общества, государства в целом; устраняет ли имеющиеся правовые пробелы и противоречия; сбалансирован ли по времени и процедуре процесс правотворческой деятельности и т. д.
Что касается актов по предметам совместного ведения, то в силу части 3 статьи 59 Договора они реализуются путем принятия национальных нормативных актов. Механизма, обеспечивающего «автоматическую» имплементацию союзных актов в национальные, также нет. Было бы целесообразно в каждом союзном акте по предметам совместного ведения закреплять положение, обязывающее национальные государственные органы принять (изменить, дополнить) национальные нормативно-правовые акты по соответствующим вопросам. При этом следует закреплять и максимальные сроки принятия (изменения, дополнения) национальных нормативно-правовых актов. Логично предположить, что директивы, по крайней мере, затрагивающие права и свободы граждан, также должны проходить процедуру официального опубликования.