Единственная трактористка на МТЗ "станцует" тракторный балет в День Независимости

Грация на тракторе

Катерина Кирилина — единственная девушка–трактористка на МТЗ. 3 июля она будет за рулем трактора Belarus участвовать в параде гражданской техники. Согласитесь, нынче редко можно увидеть представительницу слабого пола за баранкой подобной сельхозтехники. Это в 30–х годах прошлого века лозунг «Женщины, на трактор!» был популярен в СССР. В то время создавались целые женские бригады. А трактористка Прасковья Ангелина и вовсе прославилась на всю страну. Сейчас время другое, зато люди все те же — смелые, инициативные, ответственные.


«За рулем трактора я уже девять лет», — признается моя собеседница. Мы встретились перед репетицией парада. В День Независимости она выедет к трибунам на трехколесной машине Belarus–80X, предназначенной для сельскохозяйственных работ в зоне хлопководства. Катерина не просто представляет технику предприятия в общей колонне, а вместе с коллегами участвует в... тракторном балете. Это когда машины под музыку показывают самый настоящий танец. Главная сложность — двигаться плавно и синхронно, особенно когда за шумом работающего двигателя может быть почти не слышно музыки.

Вот как оказывается: даже в тяжелой работе тракториста есть место творчеству. Об этом Катерина когда–то и не подозревала. Более того, и не мечтала о такой профессии:

— Все вышло случайно. После окончания Видзовского государственного профессионально–технического лицея (ныне колледж в Браславском районе. — Прим. авт.), где получила специальности водителя и слесаря, водительские права категорий «В», «С», а также удостоверение тракториста–машиниста, планировала учиться дальше. Но увы... Идти по распределению в колхоз не хотела. В поисках работы отправилась в Минск. Там знакомый, работавший тогда на МТЗ, и предложил: «Может, к нам пойдешь?» Обратилась в отдел кадров, и меня взяли. Сказали, мол, будешь мужиками руководить!


Сперва Катерину определили в транспортный цех, в колонну прицепных тракторов. Позже она перешла в сталелитейный. Работает на тракторе Belarus–82 с различными прицепами, перевозит грузы. Иногда перебрасывают на уборку. Спрашиваю, что самое сложное в работе?

— Сейчас уже ничего. Разве что ранний подъем. В 6.20 уже нужно быть на рабочем месте, первая смена. А поначалу проблем хватало. В частности, очень беспокоило излишнее внимание со стороны коллег. Кто–то познакомиться хотел, кто–то подначить: мол, не женское это дело... Некоторые и сегодня недолюбливают. Может, ревнуют, что и я могу с такой работой справиться. За всю историю МТЗ, кстати, на заводе работали всего восемь трактористок. Я седьмая. Застала только Катерину Ивановну Дедович — когда я пришла на предприятие, она была моей наставницей, но сейчас уже на пенсии. А восьмая — в декрете.

Как отреагировали родители на выбор дочери? Мама, Светлана Аполлоновна, была удивлена, но все же поддержала. А папа, Иван Карпович, и вовсе не скрывал гордости: сам шофер. С детства брал дочку в кабину трактора Т–40, который был у семьи в хозяйстве. Может, это тоже сыграло свою роль в выборе.

— Но это ж тяжелый труд!

— Нелегкий. Но я трудоголик. Работа у меня на первом месте. К тому же водитель — это мое. Мне тут все понятно. Если что, могу весь трактор по винтику перебрать. Бывает, хожу по локоть в масле... А если чувствую, что где–то моей физической силы не хватит, зову на подмогу коллег.


С управлением техникой тоже проблем нет. Поначалу, конечно, были казусы. Однажды, например, Катерина плохо прицеп к трактору присоединила: в итоге Belarus поехал в одну сторону, а прицеп в другую. А с ним и около 1,5 тонны груза. Катерина на тракторе пустилась за прицепом вдогонку. Хорошо, людей рядом не оказалось. Но сейчас таких промахов она уже не допускает. С легкостью управляет трактором и с 6–метровым прицепом на хвосте. Даже если нужно задним ходом в узкий карман заехать. Такие маневры иногда приходится делать — высший пилотаж... Неудивительно, что в этом году Катерину пригласили в команду по тракторному балету. А вообще, говорит, не против и за рулем самого большого в стране БелАЗа посидеть. Ради интереса и новых впечатлений. Какие еще есть увлечения? Дом, работа, репетиции. Больше ни на что времени и не остается. К слову, именно на работе девушка встретила свою вторую половинку. Олег Циунель тоже «танцует» на тракторе. Вскоре планируют свадьбу. Но пока главные переживания у девушки связаны с подготовкой к параду, в котором она будет участвовать впервые:

— Очень важно все четко выполнить. Не проворонить дистанцию, пока едем в колонне. А также ничего не забыть, не упустить во время танцевальной программы, где тракторы и вовсе съезжаются практически вплотную. Это большая ответственность — столько людей будет смотреть. Так что мы уже неделю усердно тренируемся. Не хочется никого разочаровать.

Факт


Трактор Belarus–80Х предназначен для уборки хлопка. Его масса — около 3.500 кг, мощность — 81 л.с. Число передач вперед/назад — 16/4.

Генеральная репетиция


В конце мая Катерина Кирилина уже участвовала в тракторном балете — по случаю 71–летия Минского тракторного завода. При скоплении публики у проходной предприятия семь машин различных моделей выписывали пируэты под классическую музыку. Катерина Кирилина и ее коллеги–водители готовились к этому выступлению три недели. Все прошло отлично! Сегодня тот тракторный балет от МТЗ можно увидеть в интернете.

dekola@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter