Границы разделяют, таможни — объединяют.

Немецкая овчарка Крон всего лишь несколько секунд азартно кружила вокруг микроавтобуса, обнюхивая его. Затем уткнулась в боковой изгиб бампера, залаяла и, тут же смолкнув, легла, преданно глядя на своего хозяина.

Немецкая овчарка Крон всего лишь несколько секунд азартно кружила вокруг микроавтобуса, обнюхивая его. Затем уткнулась в боковой изгиб бампера, залаяла и, тут же смолкнув, легла, преданно глядя на своего хозяина. Героин, спрятанный под бампером, обнаружен. Минутой позже Крон, до этого буквально тершийся у ног незнакомых ему людей, по команде начальника кинологической службы таможни «Западный Буг» Вячеслава Кобеца уже железной хваткой вцепился в учебного «хозяина» наркотайника, попытавшегося скрыться…

Впечатлили в этот день участников международного семинара работников правоохранительных таможенных структур, состоявшегося в Бресте, и технические возможности сотрудников таможни «Западный Буг» по выявлению тех, кто, пересекая границу, желает что-либо скрыть от досмотра. Продемонстрированные на таможенном посту «Варшавский мост» гостям из России, Польши, Литвы и Латвии современные приборы, как правило, сводят эти попытки на нет.

В настоящее время центр противостояния контрабанде переместился в более сложные сферы, связанные с оформлением таможенных документов, характеристикой грузов, правовыми нюансами таможенных законодательств разных стран. Именно на противоречиях последних строят свои контрабандные схемы международные преступные синдикаты. Итогам совместной борьбы с ними в прошлом году российских и белорусских таможенных ведомств был посвящен семинар в Бресте, на который пригласили коллег из других стран. «Если границы разделяют государства, то таможни должны объединять», — подчеркнул, общаясь с журналистами, начальник Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России Владимир Егоров. Он рассказал о тех шагах, которые делают в последнее время навстречу друг другу правоохранительные блоки таможенных ведомств России и Беларуси. В прошлом году ими было проведено пять совместных операций, в результате чего пресечены контрабандные перемещения грузов на десятки миллионов долларов.

У совместной борьбы с мошенничеством в сфере международных перевозок есть обратная сторона медали. Защищая на границе экономические интересы своих стран, таможенные службы при этом не должны стоять на пути развития современных транзитных потоков. Наоборот, совершенствование методов противостояния контрабанде обязано стимулировать цивилизованный и удобный транзит грузов через Беларусь. Эта мысль присутствовала в каждом ответе заместителя председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Ивана Дубика на вопросы, заданные ему в Бресте журналистами. Что для этого делается? Перестраивается вся система таможенного производства, начиная с индивидуальной работы конкретного таможенного инспектора. Судьба перемещаемого через границу груза не должна зависеть от его произвола, вытекающего из неверного понимания им таможенных требований или элементарного желания застраховать себя от ошибки. Если, например, в сопроводительной документации содержимого автофургона допущена незначительная ошибка, то это не повод для его длительного задержания на пункте пропуска, а тем более для конфискации товара. В таких ситуациях бывает достаточно телефонного звонка для того, чтобы исправить ошибку и пожелать водителю счастливого пути.

Чтобы такая практика стала нормой, необходимо наладить устойчивые информационные, а по возможности просто человеческие связи между работниками соответствующих аналитических служб таможенных ведомств разных стран. Следует также удалять контрольно-ревизионные функции таможенного производства подальше от границы. Еще на складах при погрузке товара и во время его движения к погранично-таможенному пункту пропуска можно вычислить нечестных перевозчиков, из-за которых, как правило, случаются автомобильные заторы на границе.

Быстро их ликвидировать сегодня помогают так называемые зеленые коридоры. Воспользоваться ими могут те отправители грузов, которым таможенным комитетом присваивается звание «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». У белорусских таможенников таких надежных клиентов на сегодняшний день всего лишь пятьдесят. Для того чтобы на границе всегда горел «зеленый свет», этого количества недостаточно.

На снимке: пограничник и его четвероногий помощник проверяют очередной автомобиль, пересекающий границу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter