Сломанные шлагбаумы, китайский язык и бой на афганской границе — какими еще воспоминаниями может похвастаться семья Афанасьевых

Границы преемственности

Говорят, стражи границы измеряют прожитую жизнь не годами, а пройденными километрами. Таких километров у почетного пограничника Беларуси и родоначальника династии Юрия Афанасьева — не сосчитать. Оба его сына служили на границе, а сейчас внучка Александра продолжила дело отца и деда. Ее муж, кстати, тоже пограничник. Кто они, хранители границы, и чем так привлекает нелегкая профессия?

Сейчас супруги АФАНАСЬЕВЫ почти все время проводят за городом

«Может, попробуешь моей жизни?»

Самая молодая представительница династии пограничников из Гродно — Александра Ситько. Улыбчивая девушка с длинными волосами сама приехала в корреспондентский пункт, когда выдалась свободная минутка. Недавно она стала мамой. Дочурке нет еще и месяца. 

— С детства гордилась своим дедом Юрой, который знает несколько языков, получил три высших образования, служил на границе с Китаем и в Афганистане. Сама о пограничной службе не мечтала. Поступила на юридический факультет Гродненского госуниверситета. Но с учебой как-то не сложилось. Тогда дед сказал: «Может, попробуешь моей жизни?» Задумалась, форма мне нравилась всегда. 

Александра, тогда еще носившая фамилию Афанасьева, пришла на работу в отделение пограничного контроля в пункт пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе. Первые два года для юной гродненки пролетели незаметно. 

— Была моя смена, когда водитель Audi Q7 «прокатил» на капоте минчанина, не пожелавшего пропустить его без очереди, — воспроизводит в памяти события 2013 года Саша. — Как раз стояла на ближнем шлагбауме, и все это происходило у меня на глазах. Спустя год снова оказалась в эпицентре похожих событий. Тогда водитель на Citroen, находившийся под воздействием наркотиков, прорвал границу, снес четыре шлагбаума. Слава богу, все закончилось хорошо — коллеги успели растянуть перед мчащимся автомобилем «ежа» и пробили ему все четыре колеса. Потом расследование по этим делам вело не только МВД, но и Госпогранкомитет. Давали оценку, насколько правильными были мои действия и была ли возможность предотвратить ситуацию. Как оказалось, все сделано верно. У нас ведь как: один неверный шаг — и увольнение. С этим строго.

Три года в Афганистане стали самым тяжелым испытанием для подполковника АФАНАСЬЕВА

— Не отпугнуло это от дальнейшей службы?

— Наоборот, — призналась Саша. — Стало интересно научиться разбираться в людях. Поняла, что действовать надо строго по инструкции. 

С будущим мужем Александра познакомилась, когда ее перевели с автомобильного направления на железнодорожное. Просто попали в одну смену, стали общаться. Хотя в погранвойсках особо не приветствуется, когда муж и жена работают вместе. Особенно если кто-то из двоих занимает более высокую должность. 

— Сами пограничники шутят: только первые 20 лет тяжело, а потом привыкаешь, — продолжает собеседница. — Могу сказать, многие парни не выдерживают нагрузок и уходят. Не хватает психологической выдержки. На самом деле к некоторым вещам привыкнуть сложно. Бывает, люди грубят, хамят, пишут, что пограничник им не улыбнулся. Поверьте, тяжело иногда улыбаться после 13 часов службы, которые ты проводишь на ногах вне зависимости от погодных условий. 

Шкатулка с воспоминаниями

Дед Александры Юрий Афанасьев очень рад, что внучка пошла по его стопам. Хотя его служба совершенно не похожа на четкий алгоритм работы в пунктах пропуска. Он все еще бодр и активен. Агитирует внучку поступать в вуз и двигаться вверх по карьерной лестнице. Его приглашают на все мероприятия, посвященные памятным датам. Что он рассказывает молодым пограничникам? Напрашиваюсь в гости и еду к нему за город. Желтый деревянный домик на берегу Немана в деревеньке Островок. Здесь практически круглогодично живет чета Афанасьевых. 

На крылечке на фоне желтеющего виноградника хозяева пьют чай. Юрий Анатольевич приглашает к столу, достает шкатулку с дипломами и папки с фотографиями. Их сотни. У каждой — своя история. Не всегда веселая. Вот этого улыбчивого «афганца», с которым был знаком, убили душманы, вот трофейный автомобиль, вот привез офицерских жен за продуктами на базар. За три года службы в Афганистане пограничник отснял горы черно-белых пленок, тщательно записывая все происходящее вокруг.

Не так давно внучке Юрия АФАНАСЬЕВА Александре присвоили звание прапорщика.

Юрий Афанасьев с отличием окончил Московское пограничное училище КГБ, служил на китайской границе. Через год командование направило молодого пограничника в МГУ имени Ломоносова изучать китайский язык. Снова красный диплом. Вернулся, продолжил службу в разведке. А вскоре опять уехал на учебу получать юридическое образование. Проработал три года в Зайсане переводчиком. И тут начались афганские события. 

— Сначала туда брали всех без разбора, а потом встал вопрос о формировании групп специалистов-советников для создания полноценной пограничной охраны. И вот 15 советских офицеров, в том числе и я, прибыли на место дислокации — в город Хост.

Каждый день подполковник Афанасьев старался записывать и учить новые слова. Эти знания очень пригодились ему в общении и с населением, и с военными. Кстати, все три года службы в Афганистане с ним была его жена Ольга Ивановна. Мужчины воевали, а женщины варили им кашу и выезжали в подразделения с концертами. Юрий и Ольга познакомились в городе Панфилове, что вблизи китайской границы. Там же родились два их сына. 

— Вот эти зеленые прямоугольники — это пограничные части и подразделения — афганские, не наши, — достает собеседник карту Афганистана, испещренную зелеными и красными точками. — В каждую должны были доставить по три человека. Мы создавали пограничные бригады, обучали их, укрепляли техникой. Они должны были пресекать движение караванов, следующих из Пакистана в душманские группировки. 

Зона ответственности

22 апреля 1983 года Юрий Афанасьев чуть не погиб. Пробиваясь через ущелье, чтобы освободить заблокированный душманами пограничный батальон, их бронетранспортер попал под огневой удар. Осколки снаряда касательно задели голову и руку, повредили позвоночник. Пришлось долго лежать в военном госпитале. Был награжден афганским орденом Красного Знамени, чуть позже получил два советских ордена Красной Звезды за участие в боевых действиях. Но после контузии полковник Афанасьев до сих пор плохо слышит и видит... 

После Афганистана он попросился в Закарпатье, где жила его мама. Служба там оказалась нелегкой. Уж больно необъятной была зона его ответственности: 32 пограничные заставы, 5 погранрайонов, участок границы протяженностью 340 километров. На заслуженный отдых Юрий Афанасьев ушел с должности начальника Гродненского погранотряда. А потом еще 13 лет работал в прокуратуре Гродненской области. 

Сегодня в его живописном домике под Гродно всегда много друзей, ветеранов, родных. А пройденные километры границы превратись в долгие рассказы и воспоминания о военной жизни.

kondratsieva@mail.ru

Фото автора и из личного архива героев материала
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter