Границы поддержки

Уже не первый год в Беларуси принимаются резонные меры по сокращению потребительского импорта... Реальная экономика Александра Лученка

На прошлой неделе активно обсуждалась возможность повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 22 процентов. Наряду с желанием пополнить бюджет преследовалась также задача борьбы с импортом. Новшество пока не принято. И мне думается, это не тот случай, когда нужна поспешность. Потому что не исключаю, что эта мера может стать еще одним шагом к «торговым войнам» на постсоветском пространстве.


Уже не первый год в Беларуси принимаются резонные меры по сокращению потребительского импорта. Сначала ограничили поставку таких товаров через Минторг, затем резко повысили ввозные пошлины и наконец появились планы увеличения ставки НДС. Эти меры вполне рациональны. Но есть и обратная сторона. Как на них отреагируют наши торговые партнеры? Правило паритета в торговле между странами узаконено не всегда, но негласно действует. К хорошим соседям относятся по–доброму. Если нет, увы, ответят той же монетой.


Все страны сейчас в сложном экономическом положении и нуждаются в экспорте своей продукции. Поэтому изменение сложившихся правил игры одной из сторон неизбежно вызывает контрдействие партнеров.


Особо тревожат разногласия, возникшие с Российской Федерацией. В эту страну мы поставляем от 70 до 90 процентов своих грузовиков, дорожной техники, металлообрабатывающих станков, седельных тягачей, мебели. Но особенно много в прошлом году мы экспортировали потребительских товаров: почти весь белорусский экспорт мяса и мясных субпродуктов, телевизоров, 92 процента экспорта молочных продуктов, 80 процентов холодильников, 92 процента обуви.


Благодаря принимаемым белорусской стороной мерам по защите своего рынка мы поставили россиянам мяса и мясопродуктов в 680 раз больше, чем они нам. По молоку, яйцам и меду наш экспорт превысил российский импорт в 28 раз, сахару и кондитерским изделиям — в 7 раз. По текстильным изделиям белорусский экспорт был больше российского импорта к нам в четыре раза, трикотажной одежде — в 8 раз, головным уборам — в 6 раз. Даже аудио–, видео– и телевизионной аппаратуры из Беларуси экспортировалось в Россию больше, чем поставлялось обратно.


Поскольку российская экономика также нуждается в сбыте своей продукции, то и к нашим стимулам для экспорта соседи не могут оставаться равнодушными. И уже сейчас стали создавать проблемы для ввоза белорусских товаров. В результате за I квартал текущего года поставки наших товаров в Россию снизились на 47,4 процента. При том, что импорт из России уменьшился на 39,6 процента. Подтекст проблемы очевиден: хотите поставлять товары, открывайте собственный рынок. В противном случае соседи ограничивают поставку молочных продуктов, усиливают санитарный контроль мясных изделий, цены на телевизоры «Горизонт» назовут демпинговыми... Не признаки ли это «торговой войны»?


Беларуси такое развитие событий ни к чему. Простой счет: мы экспортируем в Россию потребительских товаров примерно в два раза больше, чем импортируем из нее. Россия — страна большая, у себя может потребить практически все свои товары. А нам нужно обязательно экспортировать для расчетов за энергоносители.


На проблему имеет смысл взглянуть шире. Третьи страны тоже склонны к прагматизму. И чем больше мы защищаем свой рынок от иностранцев, тем решительнее они будут строить барьеры на своих. Предполагаю, что именно осознание этого факта и приостановило решение о повышении ставки НДС.


Хитрые способы увеличения экспорта и сдерживания импорта не могут быть эффективными в долговременном плане. Живя в стеклянном доме, не нужно кидаться камнями. Более разумно договариваться с нашими внешнеэкономическими партнерами.


Думается, что решать проблему отрицательного внешнеторгового сальдо следует не за счет потребительского импорта. Доля такого импорта из России в Беларусь составляет всего 7 процентов — это мизер. Тем более что сальдо с Россией по этим товарам положительное. Поэтому чрезмерное внимание к потребительскому импорту со стороны управленческих структур вызывает недоумение и кажется просто отвлечением внимания от реальных проблем.


Внимание почему–то уходит от того, что девять десятых российских поставок в Беларусь — промежуточные товары, используемые для производства белорусской продукции. Именно эти товары и привели к отрицательному внешнеторговому сальдо с Россией на сумму свыше 16 млрд. долларов.


На мой взгляд, разумнее было бы не прятаться за чрезмерными таможенными барьерами и высокими ставками НДС, а заняться повышением качества и конкурентоспособности белорусских товаров. Конечно, такая работа сложнее, чем введение запретов. Но эффективность экономики повысилась бы. И наши люди не испытывали бы проблем в покупке современных и модных товаров. Своих, подчеркну, товаров.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter