Председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо — о системах интеллектуальной охраны, уловках контрабандистов и юбилее службы

Границы новых возможностей

Анатолий ЛАППО
Служба пограничников овеяна ореолом романтики, однако за ней кроется ежесекундный тяжкий и героический труд. Они неизменно первыми отражают опасности, грозящие стране: как это было в самом начале войны, когда защитники Брестской крепости приняли на себя самые страшные удары, так и сейчас, пресекая наркотическую, террористическую и прочие угрозы. Прошли десятилетия. Далеко вперед шагнули технологии охраны рубежей, но неизменными остаются мужество, воля и сила стражей границ.

Через несколько дней наши пограничники отметят вековой юбилей ведомства. Накануне праздника Председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо рассказал корреспонденту «Рэспублікі» об инновационных технических средствах, особенностях службы и о том, чем граница живет сегодня. 

Виртуозы пограничного искусства

— Анатолий Петрович, насколько сильно отличается пограничник 1918 года от пограничника 2018 года? Какие новые технологии пришли на помощь стражам границ в последнее время? 

— Конечно, сегодня в буденовке, шинели и с трехлинейкой эффективно охранять границу невозможно. Современная белорусская граница — это «интеллектуальная граница», где технологии позволяют дистанционно контролировать обстановку и выполнять задачи меньшими силами, чем это требовалось раньше. Мы используем современные сигнализационные системы «ВОРОН» и быстроразвертываемые комплексы «Радиобарьер». Пограничная авиация — сверхлегкие летательные аппараты типа автожир Orion, беспилотные авиационные комплексы мультироторного типа «Шершень» — позволяет вести поиск, обнаружение и наблюдение за стационарными и подвижными объектами на участках сухопутной и водной границы в реальном времени в условиях естественного освещения днем и ночью. Квадроциклы, болотоходы, автомобили МЗКТ «Застава» помогают контролировать труднодоступные и удаленные участки в любое время года, независимо от времени суток и погодных условий.

Также отмечу образцы оптики, средства для проверки документов. Предприятия Госкомвоенпрома, с которыми у нас теснейшее сотрудничество, регулярно испытывают новые образцы, гибко реагируют на наши потребности. Сегодня 90—95 процентов техники на границе белорусского производства.


— Что говорит статистика о легальном и нелегальном пересечении границы? Какие направления наиболее напряженные?

— Могу сказать, что наша граница стала пересекаться чаще. В первом квартале этого года в пунктах пропуска пограничный контроль прошло более 5 миллионов человек и проследовало почти 2 миллиона транспортных средств. Это на 5­—7 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика будет нарастать, ведь Беларусь — самый короткий путь, соединяющий Европу и Азию. Поэтому придется принимать дополнительные меры, чтобы решить проблему очередей.

Говоря о нарушениях границы, можно отметить, что в прошлом году их пресечено на 14 процентов больше, чем в 2016. Это почти 600 человек. При этом вдвое увеличилось количество задержаний нарушителей границы на польском участке. Одновременно удалось снизить количество нарушений пограничного режима белорусскими гражданами.

Каждый участок государственной границы имеет свои особенности. Например, на польском участке доминирует проблема наркотрафика. Мы отмечаем укрупнение перемещаемых партий североафриканского гашиша.

Евросоюз всерьез тревожат проблемы терроризма и экстремизма. Справиться с ними можно лишь сообща. Мы принимаем все возможные меры по выявлению на транзитных маршрутах лиц, причастных к экстремистским и террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям. Поверьте, их выявлено немало. 

Граница  не  остается  без присмотра ни на секунду

Вместе — надежнее

— Помогает ли Евросоюз удерживать нашу границу на замке? 

— Сейчас наши действующие совместные проекты направлены в основном на обучение персонала. Присутствует и инфраструктурный компонент. К концу первого полугодия планируем освоить международной технической помощи почти на полмиллиона долларов, а за год рассчитываем выйти на общую сумму 2,5 млн. Среди перспективных проектов – развитие телекоммуникационных систем на границе с Литвой и Латвией, повышение эффективности охраны белорусско­-польской «зеленой» границы, оказание помощи Беларуси в решении вопросов, связанных с увеличением количества нерегулярных мигрантов, развитие комплексной системы анализа рисков Госпогранкомитета в области противодействия международному терроризму.

Охраняя рубежи, без собак не обойтись

— Насколько сильно беспокоят нелегальные мигранты? Изменились ли схемы их перемещения через границу?

— Доставка нелегалов к границе стала практически профессией, приносящей немалый доход. Наша страна рассматривается организаторами «живого трафика» как транзитное государство, и они не оставляют попыток наладить устойчивые каналы через территорию Беларуси в Евросоюз. Организаторы из-за рубежа управляют сообщниками, которые здесь сопровождают группы нелегалов к границе. Эта схема для нас не нова, мы стремимся задерживать «нелегальные караваны» еще на дальних подступах. Работаем и на профилактику подобных случаев.

Буквально в апреле наши оперативники пресекли очередной канал нелегальной миграции. Задержаны 11 граждан Вьетнама, гражданин Азербайджана, который подозревается в организации транзитного канала в Литву, и двое чеченцев, причастных к транспортировке нелегальных мигрантов. 

Всевидящее око

— Сколько новых застав появилось на границе? Планируется ли еще и где?

— Работа по совершенствованию системы охраны государственной границы проводится непрерывно. Только в прошлом году на границе с Украиной выставлены 2 заставы, приступили к охране на постоянной основе 3 поста. Введены в эксплуатацию новые комплексы заставы «Дивин» Пинского отряда, заставы «Островецкая» и поста «Клевица» Сморгонской группы на литовском направлении. Пять пограничных постов переформированы в заставы.

Угрозам извне противостоят самые лучшие

В планах уделить особое внимание организации охраны участка границы в Полесском государственном радиационно­экологическом заповеднике. Наблюдение за 130-километровым участком «доверят» техническим средствам, которые будут передавать данные дежурным службам. Это перспектива 2019­—2020 годов.

— То и дело приходится слышать об ухищрениях контрабандистов Как противодействуют этому пограничники? 

— Действительно, все чаще в противоправной деятельности на государственной границе применяются высокотехнологичные средства. Наибольшее распространение получили беспилотные летательные аппараты. Выявлены и случаи применения дистанционно управляемых средств передвижения по железной дороге и на пограничных водоемах.

Борьба с нарушителями ведется как техническими средствами, так и оперативно, с привлечением населения приграничья.

В качестве примеров задержания можно привести февральский случай на Гродненском участке: пресечена попытка незаконного перемещения через границу сигарет с помощью беспилотного летательного аппарата. В марте аналогичный случай был в Бресте. Все злоумышленники выявлены и понесли ответственность еще и за нарушение порядка использования воздушного пространства Беларуси. 

Напряженная тишина

— Давайте поговорим о вас. Как вы пришли в профессию? 

— Выбор, наверное, произошел по воле судьбы. Мне было 18 лет, пришло время призываться на срочную военную службу. Когда меня вызвали в военкомат в Могилеве, а тогда был, как и сейчас, тщательный отбор, приехал майор­-пограничник, побеседовал со мной и предложил служить в погранвойсках.

Я призвался 27 октября 1981 года в Батумский пограничный отряд. Конечно, поначалу было непривычно, ведь я дальше Беларуси нигде на тот момент не был. В Закавказье все оказалось новое: люди, обстановка, климат... Мне сразу понравилась служба на заставе, непередаваемая тишина, с которой остаются наедине три человека пограничного наряда. 

Горный участок границы —10 километров, за эти пределы ты никуда не выходишь. 40­—50 человек живут практически одной семьей. Специфика заставы такова, что вместе собраться не удается. Одни отдыхают, другие готовятся к службе, третьи на службе, четвертые возвращаются. Закончил «срочную» и поступил в Голицынское пограничное училище. После его окончания меня направили в Закавказский пограничный округ, где прошел путь от начальника заставы до коменданта. После распада Советского Союза вернулся в родную Беларусь.

— Как проводите свободное время? Хобби? Увлечения? Питомцы?

— В силу особенностей, которые накладывает должность руководителя пограничного ведомства, свободного времени практически нет. Если выдается несколько часов отдыха, стараюсь проводить их дома, с семьей. Люблю собак, но держать питомца дома не имею возможности. Поэтому все «мои» собаки живут и служат на границе.

— Как отметите столетие пограничной службы?

— Есть у меня такая традиция: 27 мая в 20 часов, когда начинаются пограничные сутки, я достаю свой фотоальбом и рассматриваю его. На первой странице у меня наклеены повестка, с которой я призвался в погранвойска, и приказ министра обороны о призыве юношей на срочную военную службу. Вспоминаю, как из мальчишки, который пришел на заставу, которому все было в новинку и где-то иногда страшно, я стал настоящим пограничником. У меня в личном деле одна запись — «пограничник»!

А столетие я отмечу в кругу моих коллег — руководителей пограничных ведомств.

Хочу отметить, что благодаря этой организации нам удалось сохранить высокий уровень сотрудничества пограничников на постсоветском пространстве, это хорошая площадка для координации наших усилий, взаимного обмена информацией и опытом.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter