Эксперт об истоках и способах разрешения миграционного кризиса

Границы национальной безопасности

Уже в первый день осенней сессии рассмотрен целый ряд законопроектов, в том числе два — о ратификации международных соглашений. Большой резонанс вызвал проект Закона «О приостановлении действия Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения». Миграционный кризис, или, прямо скажем, гуманитарная катастрофа на границе, — проблема, которую нужно решать. Что же означает этот шаг со стороны Парламента?

Немного предыстории. Когда наша республика находилась в контакте с ЕС и мы были заинтересованы в упрощении визового режима, европейцы предложили по пакетному принципу заодно подписать соглашение о реадмиссии. Суть в том, что люди, которые попали на вашу территорию из другой страны и нарушают закон (например, нелегально пересекают госграницу), в упрощенном порядке возвращаются туда, откуда прибыли. Благодаря достигнутым договоренностям снизился визовый сбор — до 35 евро. На деле же, когда грянул COVID-19, практически все страны ЕС закрыли свои границы. Фактически соглашение об упрощении визового режима перестало действовать. Оппонентов законной власти поддерживают внешние силы. 

Видим реальные риски и вызовы нашей национальной безопасности со стороны коллективного Запада. А ведь у нас были четкие договоренности о работе на границе. Я хорошо знаком с этой темой: до избрания в Парламент служил на должностях заместителя начальника первого управления главного оперативного управления Госпогранкомитета и начальника Сморгонской пограничной группы. Тогда мы регулярно проводили совместные операции с Frontex и с погранотрядами сопредельных государств. Когда же Запад поддержал силы, которые хотят дестабилизации обстановки в нашей стране, логично, что мы приняли ответные меры.

После инцидента с самолетом RyanAir ограничения усилились, нам закрыли небо все соседи, кроме России. Напомню, что у нас действует безвизовый режим для большого количества стран. Послабления есть также на территориях Брестской и Гродненской областей. Приоритеты внутреннего туризма сдвинулись со стран Запада на те территории, откуда люди могут прибывать легально с туристическими целями. Американцы заявили, что будут выводить войска из Ирака, уже сделали это в Афганистане, плюс обострена ситуация в Сирии… Нужно понимать, что там остаются миллионы приверженцев западного образа жизни. Над ними нависла смертельная угроза. Кроме того, у нас в вузах обучались тысячи студентов из этого региона. Они тоже хотят в богатые страны. Многие люди хотят уехать заблаговременно, до вывода войск. 

Эти процессы сейчас усилились, хотя существовали всегда. Органы пограничной службы совместно с МВД задерживали сотни мигрантов на границе и приграничных территориях. Существовал перечень государств, откуда есть риски незаконной миграции. Всех прибывающих контролировали. Речь идет о сотнях тысяч человек в год.

Сейчас у этих беженцев нет цели приехать в Беларусь насовсем, как и в Польшу или Литву. Их интересует Германия, Франция и другие более обеспеченные страны. Для нашей республики это риски, но не угроза. С точки зрения собственных национальных интересов охранять госграницу с тем же качеством, как раньше, нецелесообразно. Вместо этого мы концентрируемся на развитии территорий, ведь национальная безопасность — это прежде всего экономика. 

Не приведет ли это приостановление соглашения к правовой неопределенности? Во-первых, со всеми сопредельными государствами у нас есть двусторонние соглашения, прописана процедура для таких случаев. Сначала проводится одностороннее расследование, откуда человек. Следы фиксируются, отрабатываются маршруты. Затем — двусторонние совместные расследования. Раньше был налажен процесс приема-передачи задержанных. Как вариант — депортация или привлечение к ответственности. Но сейчас соседи, образно говоря, играют в молчанку. И главное, они игнорируют нормы международных законов о беженцах. Отказываются от обсуждения с Беларусью путей выхода из гуманитарной катастрофы, которую и породил коллективный Запад. Приостановление соглашения о реадмиссии с нашей стороны показывает им, что мы самодостаточны и самостоятельны. Защищаем собственные национальные интересы, но при этом готовы к диалогу и совместным действиям. 

Проект закона наши парламентарии на днях обсуждали прямо на границе — в пункте пропуска «Брузги». Еще раз акцентирую: мы не выходим из соглашения, а приостанавливаем его. Показываем, что готовы (если будет заинтересованность и партнерское общение с сопредельными странами) работать вместе так же, как раньше. У нас был один противник — криминал, организованная преступность на границе. Эти каналы могут использоваться для контрабанды оружия, наркотиков…

Зачем в Польше ввели режим ЧП на границе? Чтобы граждане и журналистское сообщество не имели туда доступа. Сделали «резервацию»: что хотят, то и творят. А лучше вернуться к взаимовыгодному сотрудничеству, как это принято у соседей. 

Александр МАРКЕВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter