Граница общих интересов

«Реформа пограничного ведомства Беларуси – это не революция, а эволюция»В Сморгонском пограничном отряде Беларуси открылся уникальный кинологический центр. В отличие от зарубежных аналогов здесь не только готовят служебных собак, но и занимаются селекционной работой. На презентацию обновленного центра приехали представители международных организаций и послы стран Евросоюза. Сопровождая зарубежных гостей, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси генерал-майор Игорь Рачковский подчеркнул, что данное подразделение – одно из лучших не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. Это яркий пример того, что белорусская система обеспечения пограничной безопасности выходит на евростандарты. После экскурсии по Центру мы воспользовались случаем, чтобы поговорить с главным пограничником страны более подробно.

– Игорь Анатольевич, с вашим приходом Государственный комитет пограничных войск Беларуси переименован в Государственный пограничный комитет, а пограничные войска – в органы пограничной службы. Мы знаем, что скоро вам предстоит докладывать президенту и о новой концепции развития вашего ведомства. В чем ее суть?
– Фактически новая концепция уже действует. При этом хочу подчеркнуть, что реформирование комитета – отнюдь не дань моде и не развал старой системы, как говорится, из принципа, а нормальный эволюционный процесс. Ведь изменяется не только форма нашей работы, но и ее содержание. Мы постепенно уходим от военной составляющей в деятельности погран-
службы, переходя больше к функциям правоохранительным. Наряду с защитой территориальной целостности и суверенитета страны основной нашей задачей становится борьба с нелегальной миграцией и организованной  трансграничной преступностью. То есть белорусская граница должна стать надежной преградой для криминальных структур.
С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что укрепление границ должно не разделять государства, а наоборот. Времена «железного занавеса», когда все, кто приезжал в Советский Союз, считались потенциальными шпионами, а выезжающие – только как потенциальные диссиденты, остались в прошлом. Сегодня границу пересекает большой поток граждан, мы стремимся создать для них максимально удобный и комфортный режим. Показательным примером сотрудничества по созданию на белорусской границе современной пограничной инфраструктуры служит программа международной технической помощи по линии Европейского союза и Представительства ООН. В этом году мы уже завершаем проект «БОМБЕЛ-2», в результате которого будут автоматизированы все пункты пропуска государственной границы.
Практически решен вопрос и по «БОМБЕЛ-3», бюджет которого составит 14 миллионов евро. Данный проект предусматривает, в частности, создание высокоскоростных оптико-волоконных линий связи между пунктами пропуска и центрами управления пограничного контроля. В целом, бюджет всей программы «БОМБЕЛ» равен примерно 28 миллионам евро.
– По прогнозам экспертов, со вступлением некоторых государств-соседей Беларуси в Шенгенскую зону количество нелегалов, пересекающих белорусскую границу, возрастет. Какие-то упредительные меры в связи с этим принимаются?
– Разумеется.  Уже с весны этого года мы проводим специальные мероприятия с Литвой, Латвией, Польшей. К примеру, совсем недавно в результате совместных оперативных мероприятий с литовскими коллегами на территории обоих государств была задержана целая преступная группа, в состав которой входили граждане разных стран. 
В структуре общеевропейской пограничной безопасности влияние белорусского фактора очевидно, и оно продиктовано объективными обстоятельствами. Ведь Беларусь и Евросоюз имеют около 1250 километров общей границы и по фактическому перемещению пассажиров и грузов – это самая большая сухопутная граница в Европе. Не будем забывать также, что это еще и общая граница Союзного государства. Поэтому мы все несем ответственность друг перед другом за ее безопасность.
– И насколько же защищена сегодня белорусская граница с европейскими странами? 
– Без ложной скромности хочу сказать, что граница Беларуси и Евросоюза сегодня служит примером для многих стран, которые граничат с ЕС. Им потребуется не один год, чтобы подойти к тому уровню, который у нас уже есть. Недавно в Швеции прошел семинар руководителей пограничных служб. На стене висела карта Евросоюза и стран, граничащих с ним. Стрелками на ней были помечены действующие маршруты нелегальной миграции, наркотрафика и других преступных деяний. Так вот, со стороны Беларуси не значилось ни одной стрелочки, потому что за последние несколько лет мы вскрыли практически все формы переправки нелегалов через границу. И нелегалы поняли, что пытаться попасть через Беларусь в Западную Европу бесполезно. Поэтому в прошлом году на границе Беларуси и ЕС было задержано всего 170 человек, пытавшихся пересечь границу нелегальным путем. Для сравнения: украинскую границу с Евросоюзом пытались незаконно перейти пять тысяч граждан.
– Как сегодня складываются отношения белорусских пограничников с российскими коллегами?
– Граница России и Беларуси – это внутренняя граница Союзного государства. Поэтому никаких объектов пограничной инфраструктуры возводить здесь не планируется. С белорусской стороны за эту границу отвечает Министерство внутренних дел, а не пограничники. Мы работаем только в плане оперативного прикрытия. Кроме того, существует ряд направлений и программ, по которым погранведомства обеих стран тесно взаимодействуют. В частности, это создание единой информационной системы по охране границы. Она позволит наладить оперативный обмен информацией о гражданах, которые представляют угрозу для Союзного государства или находятся в международном розыске. Разработана также программа обустройства внешней границы Союзного государства, рассчитанная до 2011 года.
– Есть ли проблемы в отношениях с другими сопредельными странами? Какие участки белорусской границы сегодня требуют особого внимания? 
– У нас нет никаких принципиальных разногласий и споров во взаимоотношениях с Латвией и Литвой. Но это не значит, что нам осталось лишь поднимать бокалы за здоровье друг друга. Работы  очень много. Проводим совместные оперативные мероприятия по внедрению в преступные группы. К примеру, весной этого года пограничники вышли на след организованной преступной группировки, пытавшейся перевезти в Европу капсулу с ураном. Их задержали на пункте пропуска Каменный Лог.
Самая проблемная граница у Беларуси – с Украиной. Это, пожалуй, единственный участок границы, где белорусские пограничники периодически все еще вынуждены применять оружие для задержания контрабандистов и иных нарушителей. И в следующем году будет предпринят ряд мер по укреплению данного направления.
В целом же мы стараемся поддерживать режим добрососедства со всеми странами и очень благодарны им за поддержку и понимание в этом вопросе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter