Задержание группы анархистов, поиск сталкеров в радиоактивной зоне и спасение заблудившихся грибников: чем еще отличился самый молодой пограничный отряд страны

Граница новых возможностей

Во все времена надежность границ — один из главных факторов, гарантирующих суверенитет любого государства. А их защита — кропотливый процесс, требующий огромных затрат, материальных ресурсов и человеческих сил. Накануне профессионального праздника «зеленых фуражек» мы побывали в Мозырском пограничном отряде. Это одно из самых молодых формирований Государственного пограничного комитета, которое, тем не менее, уже проявило себя в деле охраны рубежей Отечества. 

Начальник заставы майор Андрей Дубровский обстановку на участке считает стабильной и прогнозируемой.

Отряд, становись!

По дороге к месту назначения сопровождающий нас начальник службы информации и связей с общественностью Сергей Павлов рассказывает историю отряда. Он был образован в ноябре 2014 г. Указом Президента «О мерах по усилению охраны Государственной границы Республики Беларусь». А уже 5 января 2015-го военнослужащие приступили к выполнению поставленных задач. 

Решение имело ряд предпосылок. Однако главную роль сыграли оперативно-тактические соображения. Их суть в том, что участок ответственности Гомельской пограничной группы был слишком протяженным. Что само по себе делало его прикрытие тяжелой задачей. Еще больше ее усложняло наличие множества населенных пунктов и дорог, сложившиеся десятилетиями контакты между жителями по обе стороны. Плюсом стало наличие базы — комендатуры «Прудок», выведенной из штата погрангруппы.

Наряды, несущие службу в зоне отчуждения, используют дополнительные средства защиты и экипировку.

Техника в деле 

В зоне ответственности «мозырян» — участок протяженностью свыше 370 км. Граница проходит по территориям Лельчицкого, Наровлянского и Ельского районов. На карте это извилистая, но четкая и непрерывная линия. В реальности — все то, что присуще Полесью: густые леса, обилие болот, рек и ручьев. Уникальный своей природной красотой и многообразием ландшафт делает службу пограничников по-настоящему тяжелой:

— Особая роль отводится технике повышенной проходимости. Помимо автомобилей-внедорожников, используем мотоциклы, квадроциклы, болотоходы, на речных участках — быстроходные катера. А также малую авиацию — автожиры и беспилотники. Наряды и тревожные группы имеют тепловизоры. Все это не роскошь, а необходимость.

При всем обилии современной техники собака, как прежде, надежный помощник пограничника.

Кстати, некоторые вездеходы и катера передавались пограничникам для тестирования в реальных условиях. Высказанные замечания и предложения помогли конструкторам внести доработки. Теперь изделия не уступают зарубежным аналогам. 

Тренд времени — активное обустройство границы датчиками, сигнализационными комплексами, системами видеонаблюдения. Все они могут функционировать автономно и передавать информацию в режиме реального времени.


В зоне риска

В составе Мозырского погранотряда — девять линейных застав. Отправляемся на самую интересную. Уникальность заставы «Наровля» в том, что охраняемый ею участок границы проходит через Полесский радиационно-экологический заповедник. То есть нести службу приходится в условиях повышенной радиации. Поэтому военнослужащих по призыву здесь нет — лишь контрактники. Регулярно они проходят строгое медицинское обследование, получают денежные доплаты, а год службы засчитывается за полтора.

В зоне отчуждения пограничники используют дополнительную экипировку и средства защиты. У каждого есть индивидуальный дозиметр-накопитель, данные которого ежедневно передаются в Госпогранкомитет. Даже свои автоматы наряды носят в чехлах — для защиты оружия от радиоактивной пыли.

В зоне ответственности заставы «Наровля» — речной участок Припяти протяженностью около 20 километров.

Присутствуют и другие факторы риска. Например, нежелательные контакты с дикими животными. На участке одной из застав наряду пришлось стрелять по волкам, пытавшимся напасть. Хотя обычно встречи с животными проходят мирно. Достаточно переждать, пока звери пойдут дальше своей дорогой. Отпугнуть агрессивных особей можно с помощью сигнальной ракеты. Помимо косуль, лосей и волков, в заповеднике видели рысей и даже следы медведя. 

Худшее, что может произойти с нарядом, — попадание в эпицентр лесного пожара. В засушливые годы они случаются регулярно. А если деревья горят в ПГРЭЗ, в придачу ко всему существенно возрастает радиационный фон. К счастью, большое количество систем видеонаблюдения и воздушное патрулирование помогают обнаруживать большинство возгораний в начальной стадии. И ликвидировать стихию до того, как она наберет силу.


Сталкер ищет аномалию

— Обстановка на участке стабильная, прогнозируемая, — по-военному лаконично и четко говорит начальник заставы Андрей Дубровский. — Потоков нелегалов нет, но нарушителей пограничного режима с обеих сторон задерживаем регулярно. Нередко — одних и тех же. 

С началом лета активизируются сталкеры — любители нелегальных походов в зону отчуждения. Как правило, это молодые минчане или жители крупных городов, которых манят пейзажи постапокалипсиса. А их представления об опасном месте сформированы локациями из компьютерных игр. Масла в огонь нездорового интереса подлил сериал «Чернобыль».

Для осуществления радиационного контроля применяются мобильные лаборатории.

Майор Дубровский рассказывает о попытках образумить любителей экстрима: 

— Лично беседовал с задержанными. Спрашиваю: «Вот что такого вы ожидаете там увидеть?» Один парень на полном серьезе ответил, что хочет найти аномалию, исполняющую желания. Кому-то просто нужны впечатления, фото для соцсетей и видео для YouTube-каналов. Информирую всех блогеров мира: ни мутантов, ни зомби здесь нет. Люди просто не осознают, какому риску подвергают себя, накапливая радиацию. 

Охота пуще беккерелей 

В отличие от несмышленых романтиков, у нарушителей из местных чисто деловой интерес. В «отселенку» они идут за грибами, ягодами и рыбой. Всего этого на безлюдной территории — полно. Когда голос разума заглушается азартом, количество цезия и стронция не волнует. Как и штрафы, которых можно получить несколько за один раз. Тихие охотники — наиболее массовая категория нарушителей. Хотя иногда под них пытаются маскироваться контрабандисты. 

Впрочем, порой увлеченные собиратели подвергают себя еще большему риску. Несколько раз пограничники находили заблудившихся грибников. Один из таких бродил по лесу больше суток, изнемогая от голода и жажды. По просьбе милиции к поискам подключились стражи границы. Пропавшего пенсионера заметили с воздуха, совершая полет на автожире. Координаты были переданы наземному наряду, который первым добрался до грибника.


Кто носит рога

Отдельную категорию нарушителей пограничники не без юмора прозвали «рогоносцами». Впрочем, мужья, обманутые неверными женами, здесь ни при чем. Речь о тех, кто промышляет сбором лосиных рогов, которые затем сдаются скупщикам по хорошей цене. 

Прапорщик Николай Юнишкин рассказал об одном курьезе, случившемся при задержании «рогоносцев»: 

— От наших разведчиков поступила информация про группу местных жителей, которые ночью пойдут в сторону Украины — собирать рога. Проследили за ними — обнаружили след шин на песке, который оборвался перед отселенной деревней. А за ее пределами, с другой стороны, его уже не было. Стало понятно, что спрятались в деревне. Мы с товарищем начали искать. Прочесываем в темноте заросли травы — и вдруг чувствую, что наступил на что-то живое. От неожиданности отскочил, свечу фонариком. Смотрю, а это нарушитель, как выяснилось, самый пьяный из них. На лице отпечаток подошвы ботинка. Сам лежит, щурится и жалобно так: «Выключите свет, пожалуйста». Подняли его с земли, а тут и остальные повыходили — поняли, что прятаться дальше бесполезно.


Некоторые «рогоносцы» имеют за плечами множество административных протоколов, а задержания для них стали чем-то вроде издержек производства. Это мужчины среднего возраста, неработающие, но много пьющие. Их житейская философия вполне характеризуется словами из песни мультяшных разбойников — «не желаем жить по-другому». 

А вот мародеров, рассчитывающих найти что-то ценное, практически не осталось. Все уже украдено до них — в первые годы после чернобыльской катастрофы. 

Хроники границы

— Острых сюжетов в нашей работе хватает,подполковник Павлов листает оперативные сводки. — Задерживали и в лесах, и в болотах, и не только там. 

Самым значимым за историю отряда стало участие в обезвреживании преступной группы. Прошлой осенью недалеко от границы, в Ельском районе, военнослужащие задержали четверых парней. При себе они имели огнестрельное и холодное оружие, гранату и боеприпасы, а также компоненты для изготовления «коктейлей Молотова». По информации КГБ, молодые люди — участники анархистского движения, причастные к поджогам административных зданий в Гомельской и Минской областях. Следствие продолжается. Помимо прочего, проверяется возможная причастность обвиняемых и к другим преступлениям. 

Прошлой весной был задержан уроженец Солигорска, скрывшийся в 2017 году от уголовного преследования за незаконный оборот наркотиков. Фигурант дела отправился в Бельгию. Однако прямо из аэропорта Брюсселя, не объясняя причин, его депортировали обратно — в украинский Борисполь. Через два года беглец решил вернуться на родину. Понимая, что сделать это легально не удастся, упаковал в рюкзак нож, продукты, карту и направился в обход пропускных пунктов. Поход вдоль железной дороги закончился встречей с пограничниками... 

Большую изобретательность проявили граждане Молдовы, которые возвращались домой с работы на стройках в России. Не имея документов, пара гастарбайтеров пыталась пересечь границу, спрятавшись под тюками с одеждой. Водитель микроавтобуса рассчитывал подзаработать на тайной перевозке земляков. Но в итоге «заработал» уголовное дело. В то время как сами нелегалы отделались административным наказанием. 

Мотивы отдельных нарушений по-человечески понятны. В Лельчицком районе недавно задержали украинца, который через границу пришел на кладбище, где похоронены родственники. Мужчина пытался убежать. Но после предупреждения о том, что догонять его будет тренированная овчарка, благоразумно остановился. После уплаты штрафа нарушителя передали украинским пограничникам.


Другой «гость» простодушно пояснил, что пришел в Беларусь устраиваться на работу. Однако вместо нее нашел неприятности. В течение двух лет после депортации ему запрещен въезд в Беларусь. 

Попадается мозырским пограничникам и нетипичная, а подчас и экзотическая контрабанда. К примеру, двое украинцев пытались в обход таможни ввезти 500 экзотических попугаев разных видов. А наш соотечественник путешествовал через границу с тритонами, лягушками и аквариумными рыбками в заполненных водой пакетах. 

Контроль на суше и реке

В зоне ответственности заставы «Наровля» есть и водный рубеж — около 20 километров по фарватеру Припяти. Патрулирование ведется с помощью речного катера «Шквал». Одна из задач на речном участке — контроль за соблюдением паспортного режима экипажами судов, идущих транзитом из Украины.

В плане соблюдения пограничного режима участок достаточно спокойный. Сложности представляет рельеф дна, периодически меняющийся из-за падения и роста уровня воды. Каждый месяц необходимо проводить водную разведку с применением эхолота, составлять карты, наносить отмели. 

Время от времени попадаются браконьеры. Не так давно совместно с природоохранной инспекцией пограничники задержали сразу семерых человек. Их незаконный улов составил почти 60 килограммов. 

Среди миссий, возложенных на военнослужащих Мозырского погранотряда, также радиационный контроль. Для его осуществления применяются специальные автомобили на базе микроавтобусов «Форд». По сути, это мобильные лаборатории.

Рабочий инструмент оператора — ноутбук. Снаружи на корпусе автомобиля установлены датчики, способные фиксировать превышение нормативного фона, который составляет 0,20 миллизиверта. Лаборатории на колесах достаточно припарковаться на обочине и контролировать другой транспорт, который проезжает по дороге. Если сам он или перевозимый груз будет «фонить», техника подаст сигнал. Машину остановят для проверки и уже с помощью других приборов начнут искать причину. 

Такой мониторинг проводится не реже раза в неделю. И хотя пока ни одного опасного груза обнаружено не было, терять бдительность не стоит. Радиация рядом.


Трудностей нет

Мимоходом узнаю интересный факт про начальника заставы «Наровля» Андрея Дубровского. Человека с его внешностью и даже с такими же майорскими погонами в эти самые минуты можно увидеть в Пинском погранотряде. Мистика ни при чем: в упомянутом подразделении служит брат-близнец офицера Олег. Свой выбор мальчишки сделали в школе и дружно поступили в Институт пограничной службы, а затем продолжили ее на рубежах Родины. 

На вопрос, что в этом деле самое тяжелое, Андрей надолго задумывается:

— Может быть, в самом начале я бы и ответил, но после десяти лет на границе даже не знаю, что сказать. Все настолько привычно, слаженно, функционирует четко и точно, как часовой механизм. Наша задача — поддерживать и сохранять его надежность. Что касается каких-то бытовых неудобств, прочих тягот, то все, кто носит погоны, давно к такому привыкли и даже не замечают. Так и должно быть. Все нормально. 

Ближе к концу поездки интересуюсь «профессиональным фольклором». У пограничников он, конечно же, есть. Причем некоторые приметы и поверья унаследованы со времен СССР. Например, никто, независимо от звания и должности, не имеет права садиться за рабочий стол начальника заставы. Иначе тем самым он как бы берет на себя весь груз его ответственности. В свою очередь, начальник заставы никогда не положит на рабочий стол головной убор. Считается, что это плохая примета. 

Заступающим на ночное дежурство нарядам не принято желать спокойной ночи. Иначе спокойной она не будет. Допускается сказать «доброй ночи» или «тихой ночи». А еще лучше — пожелать чистого КСП. Это значит, что целостность контрольно-следовой полосы не будет нарушена и граница останется на замке. Для ее стражей это самое главное.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter