Граница, которая сближает

Региональное, приграничное сотрудничество соседних славянских государств является мощной движущей силой развития экономических, культурных и человеческих связей. Сегодняшний собеседник «Р» — посол по особым поручениям МИДа Николай Войтенков

В своей недавней откровенной беседе с руководителями российских СМИ Президент страны обратил внимание журналистов на одну значимую деталь: именно понимание и поддержка российских регионов, куда держал свой путь руководитель белорусского государства в нелегкие для обеих стран времена, помогла вывести локомотив двухсторонних отношений на орбиту создания Союзного государства. Региональное, приграничное сотрудничество соседних славянских государств и сейчас, спустя годы, является мощной движущей силой развития экономических, культурных и человеческих связей. Сегодняшний собеседник «Р» — посол по особым поручениям МИДа Республики Беларусь Николай Войтенков. Недавно Николай Григорьевич участвовал в проводившихся в Смоленске и Брянске инвестиционных форумах, где представляли свою продукцию и  белорусские предприятия. 

— Николай Григорьевич, поскольку в вашей памяти еще свежи впечатления от  только что состоявшихся российских экономических форумов, поделитесь ими с нашими читателями. 

— Инвестиционные форумы в Смоленске и Брянске, как, кстати, и прошедшие ранее с участием  российских деловых кругов такие же мероприятия  в Могилеве и Гомеле, в очередной раз доказали общее устремление их участников к развитию экономических контактов. Тем более что потенциал партнеров возрастает, а значит, основа перспективных, прочных связей заметно укрепляется. Смоленщина входит в пятерку крупных экспортеров промышленного оборудования, резинотехнических изделий, транспортных средств, обуви, мясомолочной и другой продукции из нашей республики. Участниками форума из России, Беларуси, стран Балтии и Польши в Смоленске был предложен ряд интересных программ, в частности, по созданию новых производств, выпускающих строительные материалы, мощностей по переработке торфа, проектов строительства  крупных транспортно-логистических центров и контейнерных терминалов. Часть из этих предложений, что закономерно,  нашла заинтересованный отклик среди деловых людей. 

— Приходилось ранее слышать от представителей регионов сетования: мол, рады бы развивать межрегиональные связи, да не позволяет это делать отстающая от требований дня нормативно-правовая база… 

— Никто не станет оспаривать, что развитие прямых связей способствует расширению взаимной товаропроводящей сети, организации совместных производств, поиску новых деловых партнеров и сфер взаимодействия. В ходе визитов в нашу страну губернаторов Брянской и Смоленской областей России правительством нашей страны и администрациями российских регионов были подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, на которых и строятся нынешние связи. Для координации  шагов по развитию партнерства созданы  рабочие группы  Республики Беларусь и Брянской области, последнее их заседание прошло летом этого года в Брянске. Документы, подписанные на высшем государственном уровне в Минске, практически закрепили действовавшие, к примеру, между Брянской и Гомельской областями с 1997 года межрегиональные соглашения о сотрудничестве. Два года назад совместными усилиями властей Гомельской и Брянской областей,  коллективов объединения «Гомсельмаш» и Брянского завода сельхозмашиностроения было создано совместное предприятие «Брянсксельмаш», которое организовало выпуск модернизированного кормоуборочного  комбайна КСК-100-А3,  хорошо известного аграриям на просторах бывшего СССР. Уже за первый год работы здесь было произведено и реализовано российским сельхозпроизводителям около 200 таких машин. На смену «старичку» КСК-100 пришли новые модели техники – в Брянске вскоре начали собирать  машины этого же класса «Полесье-600» и «Полесье-800».  Взаимовыгодная кооперация в текущем году получила новый виток: «Брянсксельмаш» освоил выпуск перспективной разработки гомельских машиностроителей – зерноуборочного комбайна КЗС-1218 «Полесье» пропускной способностью по хлебной массе 12 килограммов в секунду и производительностью по зерну 18 тонн в час.  Эта техника предназначена для высокоурожайных полей и не имеет аналогов на просторах Российской Федерации. Что принесла экономическая кооперация? С созданием СП востребованные российским селом машины максимально приближены к потребителям, которые, кроме прочего, получили  возможность при покупке пользоваться кредитной финансовой поддержкой государства. Значительные выгоды в виде заметного снижения транспортных расходов, упрощения процедур оформления и отгрузки (предприятие ведь находится на территории России) имеют от такого сотрудничества и гомельские машиностроители. Но главное приобретение «Гомсельмаша» – расширение рынка сбыта своей продукции.  Только в этом году аграриям России СП «Брянсксельмаш» реализовано 28 комбайнов  КЗС-1218  и 118 – «Полесье-600». 

Хочу отметить, что правовое поле для тесных связей   регионов у нас создано неплохое, нужны лишь более активные действия сторон навстречу друг другу. 

— Насколько известно, на встрече официальных делегаций приграничных областей в Могилеве была поддержана инициатива создания ассоциации высших учебных заведений приграничных регионов. В чем главная цель ее образования? 

— Говоря сегодня о необходимости усиления экономической интеграции наших государств, мы   должны ясно осознавать, что решать весь этот широкий спектр проблем должны специалисты, прекрасно владеющие законодательной базой ведения бизнеса, таможенного и другого регулирования на территории стран-соседей. Этому во многом может поспособствовать налаживание тесных межвузовских связей. Вот почему в развитие намерений, очерченных ранее на встрече в Могилеве, на состоявшемся в Брянске совещании ректоров высших учебных заведений приграничья было принято решение о создании Международной ассоциации вузов. В нее выразили желание войти 26 государственных и негосударственных учебных заведений приграничных областей Беларуси и России.  Недавнее заседание координационного совета ассоциации в Белорусском государственном университете транспорта свидетельствует о том, что процесс укрепления межвузовских связей получает свое развитие. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter