Граница интересов

Как театр начинается с вешалки, так государство — с границы. Точнее, с пунктов пропуска...

Как театр начинается с вешалки, так государство — с границы. Точнее, с пунктов пропуска. От их работы напрямую зависит рост объема перемещаемых грузов.

Сегодня  правительство, министерства, ведомства, предприниматели возлагают большие надежды на развитие в стране логистической системы. Оно и понятно: находясь в географически выгодном положении, грех не воспользоваться такой возможностью привлечения средств в республику.

 По данному направлению  Беларусь технологически отстает от Европы. Принятая в прошлом году Программа развития логистической системы до 2015 года призвана исправить такое положение дел. Минувшим летом представители органов госконтроля Беларуси, Литвы, Польши и России приняли решение о проведении параллельного контроля по оценке эффективности деятельности госорганов в пунктах пропуска на границах между этими странами. Эксперимент недавно завершился и показал: проблемы существуют.

На прошедшей в КГК Беларуси коллегии руководитель ведомства Зенон Ломать отметил, в частности, что на белорусско-российском участке границы функционируют российские пункты приема уведомлений, несмотря на подписанное Соглашение о Таможенном союзе. При этом фактически происходит дублирование контрольных функций, что вызывает нарекания перевозчиков и снижает транзитную привлекательность страны.

По словам начальника главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью КГК Вадима Пешкура, определенные недостатки имеются и в области международного сотрудничества. Например, отсутствует механизм информирования сопредельными государствами о форсмажорных обстоятельствах, складывающихся на пунктах пропуска. Ярким примером стала забастовка польских таможенников в январе прошлого года, о которой не были предупреждены сопредельные государства. В результате перевозчики всех стран не смогли оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию и понесли значительный экономический ущерб. Так, простой одной фуры обходится  в $ 300—500 в сутки при условии, что товар не является скоропортящимся.

О сложностях в получении информации говорят и таможенные специалисты. Вместе с тем уже в марте нынешнего года разрешение о ее предоставлении со стороны западных соседей может быть получено.

Контрольные мероприятия выявили ряд других недостатков. В отдельных случаях в пунктах пропуска не соблюдаются сроки временного норматива на въезд транспорта, не соответствует международным стандартам качество отдельных автомобильных магистралей. Кроме того, сегодня необходимо улучшать оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля. По-прежнему остаются проблемными вопросы ветеринарного контроля сельхозпродукции, отсутствие инфраструктуры в некоторых пунктах пропуска на белорусско-российской границе.

Справка. Отчисления в бюджет от транзитных перевозок автомобильным транспортом за 9 месяцев 2008 года составили $ 70,6 миллиона (рост — 15,7 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter