Граница души и тела

Только в этом году трое белорусов сменили свой паспортный пол, а четверо прошли через скальпель хирурга, чтобы получить желанное тело...

Факт...


Московские ЗАГСы бьют тревогу. Граждан, желающих сменить пол, стало вдвое больше по сравнению с прошлым годом. Причем еще неизвестно, что сложнее, — сделать медицинскую операцию или формально подтвердить ее. Транссексуалу предстоит пройти лабиринт из бюрократических процедур. А насколько легко у нас проводятся процедуры изменения и последующей регистрации биологического пола?


...и комментарий


Только в этом году трое белорусов сменили свой паспортный пол, а четверо прошли через скальпель хирурга, чтобы получить желанное тело. Появилась тенденция: в Минский городской психоневрологический диспансер с жалобами на то, что биологический пол не соответствует психологическому, стало обращаться больше несовершеннолетних.


Такие операции у нас, как и, к примеру, во Франции и Бразилии делают бесплатно. В других странах операция по смене пола стоит от 30 до 100 тысяч долларов. Может, поэтому наши молодые люди с такой легкостью решаются на телесную трансформацию? На самом деле отсутствие материальных затрат с лихвой компенсируется теми моральными препятствиями, которые ждут лиц с синдромом отрицания собственного пола. При благоприятных обстоятельствах от первого визита к врачу–сексологу до операционного стола может пройти около года.


Предстоит обосновать медикам Республиканской клинической психиатрической больницы и Межведомственной комиссии по медико–психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола при Министерстве здравоохранения, что вы в здравом уме и твердой памяти, что ваше решение осознанно и непоколебимо. Десятки анализов, обследований, постоянное наблюдение психологов, социологов... Но и это еще не все.


Даже после изменения в графе паспорта «пол» никто не даст транссексуалу лечь под нож хирурга. Еще полгода дается на то, чтобы окончательно определиться со своей социальной принадлежностью и привыкнуть к своему паспортному полу. И лишь только после этого специалистами принимается решение о дальнейшей гормональной и хирургической коррекции.


Такая многоэтапная система работает только в Беларуси. В России и на Западе все с точностью до наоборот. Там транссексуал сначала находит пластического хирурга, платит ему деньги и только потом идет в паспортный стол с заявлением и... физическими доказательствами. У нас механизм сложнее, зато практически исключены ошибки. Если только пациенты четко выполняют указания врачей.


— Увы, часто бывает, что транссексуалы не дожидаются решения медиков и сами себе назначают гормональные препараты, не консультируясь при этом с эндокринологом. Это серьезная проблема, — рассказывает заведующий Минским городским психоневрологическим диспансером и секретарь Межведомственной комиссии по медико–психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола Министерства здравоохранения Олег Химко. — Мы всегда предупреждаем пациентов о том, что такое самовольство чревато онкологическими заболеваниями. Но, к сожалению, устрашающие последствия пугают далеко не всех.


Кто делает мужчин из женщин и наоборот? Мне удалось пообщаться с пластическим хирургом Олегом Стасевичем, на чьем счету уже более 100 операций по смене пола.


— Олег Валерьевич, кого «сделать» легче: мужчину или женщину?


— Женщину, конечно. И недовольны своим полом чаще женщины. Женско–мужская трансформация намного сложнее и может занимать довольно продолжительное время. Для того чтобы вновь созданные первичные половые признаки мужчины нормально функционировали, необходимо сложнейшее нейрохирургическое вмешательство.


— Но ведь все это приводит к тому, что они не смогут иметь детей? Да и удовольствие от сексуальной жизни под вопросом. С таким–то сложным телом...


— Да, о потомстве речи быть не может, а вот про удовольствие мы с вами можем только догадываться. Как правило, сексуальная жизнь для транссексуалов вторична. Ведь их главная цель — играть в обществе ту социальную роль, в которой они чувствуют себя комфортно. Мировая статистика показывает, что транссексуалы находятся в особой зоне риска по количеству суицидальных случаев. Семь из десяти не выдерживают дискриминации на работе, отказов в образовании, жилье, получении медицинской помощи и отсутствия понимания и терпимости.


Словом — не надо поправлять природу. Модное увлечение неминуемо приводит к трагедии...


Справка «СБ»


«Транссексуализм» входит в Международную медицинскую классификацию болезней 10–го пересмотра. По Закону «О здравоохранении», любой гражданин Беларуси, достигший 21 года, имеет право сменить пол, если он успешно пройдет медико–психологическое обследование. Первую в Беларуси операцию по смене пола сделал профессор Владимир Подгайский в 1992 году. Он возглавляет Республиканский центр пластической и реконструктивной микрохирургии в Боровлянах, где и происходят «превращения».

 

Фото РЕЙТЕР.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter