Близость к границе сказывается на жизни не только местных жителей, но и милиции

Граница дозволенного

Корреспондент «СГ» побывала в Вороновском районе, вдоль которого проходит почти 150 километров белорусско-литовских рубежей

БЛИЗОСТЬ к границе сказывается на жизни не только местных жителей, но и людей служивых. Бывает, пытаясь избежать наказания, правонарушители стараются скрыться в страну-соседку. Именно поэтому сельскому участковому инспектору старшему лейтенанту милиции Алексею ДАЙЛИДКО, в зоне обслуживания которого 30 населенных пунктов пограничного с Литвой Беняконского сельсовета и больше 3 тысяч жителей, действовать приходится молниеносно. На счету порой минуты… Погранзона накладывает отпечаток и на «почерк» преступлений, от этого и особая специфика работы милиционера.


ПРЕЖДЕ чем отправиться со мной в Беняконский сельсовет, заместитель начальника Вороновского РОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению Тадеуш Шилобрит предупреждает: эта территория одна из самых криминогенных в районе. Неужели злоумышленники спокойно разгуливают по деревням и творят бесчинства?

Причина в другом: статистику не в лучшую сторону «корректирует» международный пункт пропуска «Бенякони-1», правонарушения на котором автоматически «записываются» на счет совершенных в сельсовете. Ведь погранпереход не автономное образование — стоит аккурат на территориях сельской административной единицы. Провоз запрещенных предметов, нарушение правил нахождения в пограничной зоне и полосе… И это далеко не весь список правонарушений. Но если их пресечение на контроле специалистов пограничной и таможенной служб, то случаи рукоприкладства между дальнобойщиками из-за очереди к пункту пропуска, к примеру, уже в зоне ответственности участкового инспектора.  

Кажется, сельчанам в этом случае бояться нечего. Но это лишь на первый взгляд. Госграница охраняется, отделена от Литвы дополнительными искусственными сооружениями. Тут зверю, не то что человеку, незамеченным не прошмыгнуть. Однако желающих нелегально пробраться в соседние государства погранпереход так и манит. Сельчане понимают: чужак здесь — потенциальная опасность. От этого на незнакомцев смотрят с осторожностью. Так бы вглядывались и в меня, если бы не сопровождающий милиционер.   

Помимо международного перехода «Бенякони-1», местами потенциальных преступлений в сельсовете становятся прилегающая территория к железнодорожному пункту пропуска «Бенякони-2», кафе, крупная дискотека (порой собирается до 250 человек) в соседних Больтиниках. Да и сам центр сельсовета, который в народе окрестили «осколком Парижа», со своей спецификой. Издавна сложилось, что из-за близости границы жизни беняконцев и соседей-шальчининкайцев переплетаются. Многие местные и теперь работают в Литве, а живут в Беняконях. Стандартной можно считать и ситуацию, когда супруга, например, гражданка Литвы, муж — Беларуси. Брат живет в соседней стране, сестра у нас, и наоборот.

Это накладывает свой отпечаток. Скажем, успел совершить преступление и скрыться за границу, еще легко отделался. Да, если есть неопровержимые доказательства его вины, работают международные правовые нормы и идет взаимодействие между двумя государствами. А если у участкового всего лишь догадки? В этом случае самое главное — оперативность. Сработал быстро — задержание произошло на месте. Но если упустить ценные минуты, нарушитель успеет скрыться в другую страну…

ТАКОГО Алексей Дайлидко старается не допускать. Сам  местный, родом из деревни Шавры, жил в Ровбишках, а сейчас в Больтиниках. Оттого административный участок знает как свои пять пальцев. А еще и людей, которые часто помогают выходить на след правонарушителя. Да и с пограничными и таможенными службами постоянное взаимодействие.

Один из последних примеров — в Кужах. Около деревни в лесном массиве сельчане заметили незнакомца, который «ошивался» около хутора. Сперва позвонили пограничникам. Те связались с участковым, ведь дом был нежилой. Дайлидко отыскал владельца и вместе с ним попал в жилище. Информация, правда, не подтвердилась – в частную собственность проник местный. Но тоже незаконно.  

Хорошо сработала милиция, пограничные и таможенные службы, когда водители не разобрались на заправке: один случайно залил чужое топливо и уехал. Участковый сообщил на таможню, где сотрудники и помогли задержать невнимательного шофера до приезда милиционера. Нередки случаи конфликтов между дальнобойщиками. По Беняконям проходит основная трасса, которая ведет в соседнее государство. Помимо трафика автомобилей, скапливаются очереди из большегрузов. Однажды два водителя не поделили место в колейке. Подрались. Казалось бы, что тут особенного? Но оба — не белорусы, казах и русский. После перепалки сами же позвонили в 102 и уехали. Что делать дальше? Если не успеть, оба пересекут границу. А сообщение зафиксировано. В этом случае участковый связывается с пограничниками, которые задерживают дебоширов до его приезда.

Соседний Конвелишский сельсовет, «заведует» которым молодой участковый Артур Лошайть, хорошо знаком Алексею Дайлидко. Выезжает туда милиционер, если нужно подменить коллегу. Территория тоже специфическая. Еще несколько десятилетий назад литовская Сакалине и белорусские Кулькишки, которые относятся к Конвелишскому сельсовету, разделяла проселочная дорога. Теперь здесь госграница. Если раньше до литовского города Шальчининкай, где работало много белорусов, было всего четыре километра, сейчас все 25. Среди местных до сих пор остались те, у кого по ту сторону живут родственники и друзья.

ОСОБЕННОСТИ территории, считает милиционер, можно перечислять долго. Одна из них — хуторская система. Многие из домов в сельсовете пустуют: хозяева есть, но живут в Литве. Для местных асоциальных лиц такие постройки — райский уголок, ведь владельцы приезжают раз в несколько месяцев. От этого и случаются кражи. Сложность в том, что чем раньше было преступление, тем труднее его раскрыть: ни улик, ни свидетелей, ни конкретного периода времени. Только благодаря профессионализму участкового инспектора и его знанию людей можно докопаться до истины.

Алексей Дайлидко вспоминает случай. В Беняконях проживал сельчанин, которого посадили за кражу. После освобождения тот вернулся в деревню и попросился на работу в местное хозяйство. Приняли, дали жилье. Но путь исправления оказался коротким. Спустя полгода к участковому обратился житель деревни Больтиники и рассказал, что из дома пропали деньги. Населенный пункт тихий и спокойный. Было ясно, что чужой не полезет. Из своих мог только ранее судимый. Сперва вину отрицал, но позже признался и снова отправился отбывать срок.

А этим летом умыкнули велосипед, у магазина стоял. Участковый сработал быстро, и в двух километрах, около Гайтюнишек, задержал воришку. Двухколесный тот в открытую транспортировал на возу. Тогда удалось раскрыть и второе преступление. Когда начали разбираться, установили, что ранее пропавшие на одном из подворий в Беняконях декоративные фигуры аистов — дело рук того же человека. Правонарушитель успел продать их соседям.

Оперативно работать Алексею Дайлидко помогает и тот факт, что живет на обслуживаемом участке. Сотрудникам райотдела при самом лучшем раскладе, чтобы добраться до приграничья, нужно не меньше десяти минут. Участковый же всего через несколько минут при исполнении. В Больтиниках местное хозяйство КСУП «Элит-Агро Больтиники» по ходатайству РОВД выделило участковому инспектору служебное жилье. Из квартиры на втором этаже, смеется милиционер, просматривается вся округа. Можно без труда засечь нарушителей. Нужно сказать, делает это Алексей Дайлидко успешно. В Беняконском сельсовете за прошлый год были раскрыты все преступления.

ДОСЬЕ

Участковый инспектор старший лейтенант милиции Алексей ДАЙЛИДКО

Окончил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, где получил специальность преподавателя физической культуры. После службы во внутренних войсках МВД, где и познакомился с милицейскими буднями, полгода отработал в Жирмунской средней школе. Поступил на службу в Вороновский РОВД в 2014 году, в 2015-м перешел служить в Беняконский сельсовет на должность участкового инспектора. Неоднократный призер чемпионата УВД Гродненского облисполкома по самозащите и рукопашному бою.

КОММЕНТАРИЙ заместителя начальника Вороновского РОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению Тадеуша ШИЛОБРИТА:

— На территории Вороновского района 12 сельсоветов, среди них 7, деревни которых примыкают непосредственно к границе Литвы. Это Конвелишский, Беняконский, Погородненский, Дотишский, Гирковский, Заболотский и Радунский сельсоветы. На их территории располагаются два пункта пропуска: международный погранпереход «Бенякони» — прямая дорога на Вильнюс — и упрощенный «Дотишки». Работаем в тесном взаимодействии с пограничниками, ведь один в поле не воин. У участкового инспектора особые обязанности. Согласен с фразой, услышанной в популярном сериале: участковый — это прежде всего ответственность, а у ответственности выходных не бывает. На своем участке он и эксперт, и оперуполномоченный, и следователь — маленький райотдел в одном лице. Чтобы был порядок, должен вникать во все аспекты жизни сельчан.

Татьяна БИЗЮК

bizyk@sb.by

Сотрудники Управления информации и общественных связей МВД Виктор НОВИКОВ и Сергей ЕРМАЧЕНОК

Фото Татьяны БИЗЮК
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter