Граница доходов

Президент провел совещание о магазинах беспошлинной торговли

Что это такое — знает каждый турист, путешествующий по миру. Аэропорты Франкфурта или Дубая давно уже превратились в супермаркеты, где устраиваются грандиозные распродажи... На сегодняшний момент у нас беспошлинная торговля разрешена только в Национальном аэропорту, да еще дипкорпус имеет возможность подешевле покупать импортное спиртное и парфюмерию в Минске. Правительство подготовило и положило на стол Президенту документ, после подписания которого такие магазины открылись бы по всему периметру страны. Однако по итогам трехчасового разговора, на котором присутствовало едва ли не все высшее руководство, Александр Лукашенко порекомендовал заинтересованным чиновникам еще раз хорошенько все обдумать, пока оставив все как есть. Он уточнил: «Меня вы не убедили, что овчинка стоит выделки. Вы не посчитали, не доказали, что те налоговые льготы, на которых мы поставляем туда товар, перекроют предполагаемые валютные поступления. Поэтому я сегодня не могу принять это решение... Только предоставляются льготы — как ты тут ни контролируй — будет коррупция... Я не готов к тому, чтобы открыть магазины беспошлинной торговли на всех пунктах пропуска. Если мы и пойдем на это, то только на конкретных пунктах. Давайте более подробно и точечно проработаем этот вопрос».


У нас дьюти–фри не в диковинку. Еще четыре года назад на границе работали больше полусотни беспошлинных магазинов. Однако после масштабных проверок Комитета госконтроля было принято решение о закрытии большинства из них. Выяснилось, что большая часть виски, «Мальборо» и «Шанель», которые благодаря налоговым послаблениям стоили там чуть дешевле, не покидала страну вместе с туристами, а организованным потоком нелегально возвращалась в Беларусь. Таким образом подрывался внутренний рынок, а самое главное — ржавчина коррупции разъедала таможенников, пограничников, местных чиновников. То есть всех, кто имел хоть какое–то отношение к беспошлинной торговле.


В последнее время отношение к дьюти–фри резко изменилось. И те госорганы, которые раньше были категорически против деятельности таких магазинов, теперь выступают активными сторонниками их открытия. «С чего бы это?» — задавался вопросом Президент... При этом приводится несколько аргументов. Во–первых, беспошлинная торговля — это хороший источник поступления валюты в страну, дополнительная возможность продать белорусские товары. Кроме того, наши западные соседи — литовцы — в последние годы приняли закон о развитии беспошлинной торговли и уже открыли два дьюти–фри на границе с Беларусью — в пунктах пропуска «Каменный Лог» и «Бенякони». «Отсюда вывод: нам бы не отстать», — констатировал Александр Лукашенко.


Кроме того, Президент отметил, что в беспошлинных магазинах изначально планировалось продавать свою продукцию, однако в основном торговали импортными товарами. В 2005 году продукция made in Belarus занимала смехотворные 0,2 процента от общего товарооборота. Ситуация мало изменилась и теперь. В тех дьюти–фри, которые не были закрыты, белорусских товаров всего 5 процентов. Президент задавал резонные вопросы: «Вы мне предлагаете играть в эту игру за 5 процентов и хотите меня убедить в том, что не будет той практики, которая существовала раньше? Мне это надо? Нет. Государству это надо? Нет. Народу это белорусскому надо, он что–то от этого получал? Нет».


Александр Лукашенко признался, что специально обострял разговор, чтобы услышать полярные точки зрения. Хотя, по большому счету, участники спорили только по отдельным моментам, в целом соглашаясь с тем, что дьюти–фри надо вернуть в Беларусь.


Заместитель Премьер-министра Сергей Румас в основном озвучивал позицию Правительства, хотя на совещании присутствовал и Премьер-министр Михаил Мясникович. Вице–премьер считает, что экономическая выгода государства может составить не менее 8 миллионов долларов. Такая цифра возникла после простых расчетов: в 2006 году, до закрытия основной массы магазинов, товарооборот белорусских дьюти–фри составил 79 миллионов долларов. 10 процентов от этой суммы — предлагаемый Правительством налог с оборота — примерно составляет 8 миллионов долларов. В перспективе, считает Сергей Румас, эта сумма будет только возрастать...


Однако возврат к полномасштабной системе дьюти–фри означает более напряженную работу пограничников и таможенников. Нет четкого ответа: можно ли будет проконтролировать работу беспошлинных магазинов так, чтобы снова не расцвела коррупция? Не получится ли так, что этот контроль будет стоить государству дороже, чем экономическая выгода? Как продвигать белорусские товары через дьюти–фри, какие налоговые льготы им нужно предоставить? Кого допустить к этому супервыгодному бизнесу — государство, частника, кого конкретно? Что делать с магазинами, которые остались на погранпереходах с прошлых времен? Вопросов много, ответы Президент распорядился найти.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter