«Гранитные» горизонты

В будущем году микашевичский «Гранит» выйдет на производственную мощность в 13 миллионов тонн щебня, которого набирающей обороты белорусской стройиндустрии нынче не хватает

Повод для посещения РУПП «Гранит» в Микашевичах был, к сожалению, далеко не лицеприятным. Наша газета в крошечной заметке на криминальную тему по вине внештатного автора неверно назвала должность попавшего под суд за неблаговидные дела давно минувших дней ответственного руководителя предприятия. В результате черная тень упала на совершенно непричастного к этому делу генерального директора «Гранита» Владимира Аутко, человека в городке совершенно нового и возглавляющего этот промышленный гигант всего лишь третий год. За короткий срок он сумел сплотить вокруг себя команду руководящих единомышленников и нацелить весь трехтысячный трудовой коллектив на необходимые преобразования как в технологическом, так и в организационном плане, которые идут здесь без снижения темпов наращивания объемов производства. Поэтому понятна была и озабоченность коллектива, пригласившего корреспондента «Р» для обстоятельного разговора о сегодняшних буднях предприятия. 

Мой приезд сюда совпал с посещением «Гранита» заместителем министра архитектуры и строительства  Владимиром Мальцем. Министерские «гости» бывают сейчас на предприятии регулярно. Непременно по вторникам здесь с их участием проводятся заседания оперативного штаба, на которых анализируется ход ведущейся крупномасштабной реконструкции предприятия, обеспечивающего примерно на 95 процентов потребности стройиндустрии республики в щебне, при этом поставляющего его на экспорт. 

Реконструкция ведется в рамках  программы развития «Гранита», рассчитанной на 2005—2008 годы. К концу этого года завершится очередной ее этап, потребовавший свыше 25 миллиардов рублей инвестиционных вложений, в структуре которых  наряду с кредитными ресурсами есть и собственные средства  предприятия. Освоено уже около 19 миллиардов, в результате чего на дробильно-сортировочном заводе заменено девять единиц оборудования, близится к завершению монтаж  линии грануляции, финансирование ведется за счет средств инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства. Все это даст возможность «Граниту» выйти в будущем году на производственную мощность в 13 миллионов тонн щебня, которого набирающей обороты белорусской стройиндустрии нынче не хватает. 

Реконструкция ведется по напряженному производственному графику, предусматривающему постоянное увеличение объемов. Если в 2006 году «Гранит» выдал 9 360 000 тонн щебня, то в нынешнем по плану обязан выпустить его десять миллионов тонн. Причем более 7,2 миллиона тонн продукции должно будет соответствовать  европейским стандартам. Нелегкая с производственной точки зрения задача осложняется непростыми нюансами рыночного спроса. Ни практики, ни теоретики еще не пришли к единому мнению, на щебень именно каких качественных параметров должен делать ставку «Гранит». 

В последние годы в СМИ много говорилось о кубовидном щебне, преподнесенном в качестве эталона этого строительного материала. Но микашевичских производственников от этого термина коробит. Почему — объяснил корреспонденту «Р» сам Владимир Аутко. Словосочетание вошло в обиход с легкой руки журналистов. На самом деле практически невозможно добиться кубовидности щебня в геометрическом понимании этого слова. Можно только улучшить форму зерна и уменьшить его так называемую лещадность — этот давно утвержденный специфический термин определяет качественные характеристики раздробленного камня. Но до какой степени нужно это делать, с точностью не могут сказать пока даже ученые. 

Еще несколько лет тому назад было принято считать, что производство щебня необходимо развивать по пути достижения максимальных результатов снижения лещадности. Такой щебень требует меньше раствора при изготовлении железобетонных конструкций, устойчивее лежит в основании асфальтных магистралей. Но, как выяснилось в последнее время, при этом он теряет и свои естественные природные качества прочности. К тому же, чем  выше степень дробления камня, тем больше производственные за­траты и, соответственно, дороже наши дороги  и квадратные метры панельного жилья. Поэтому, получив возможность выпускать щебень очень высокого качества, гранитовцы собираются производить его, строго ориентируясь на потребности заказчика. Какими они будут, покажет жизнь, которая и должна продиктовать самые оптимальные соотношения его качества и цены, спроса и предложения. 

Генеральный директор «Гранита» высказал озабоченность тем, что даже после завершения реконструкции трудно будет выйти предприятию  на обозначенный объем производства. Дробильно-сортировочный завод сможет тогда производить  даже больше, чем 13 миллионов  тонн щебня в год, но способен ли обеспечить эти объемы сырьем Микашевичский карьер? Горнодобытчики в нем опустились уже на глубину более 130 метров, растет гигантский котлован и вширь, с каждым годом требуя все больших затрат на собственное содержание. Добывать и увозить каменные глыбы становится все труднее и за­тратнее. А парк БелАЗов между тем более чем на 70 процентов технически изношен. В ближайшее время необходимо приобрести как минимум восемь таких машин, что обойдется в четыре с лишним миллиарда рублей. Нужен новый мощный экскаватор. А он один стоит около 2,2 миллиарда. Собственных свободных средств на приобретение техники у «Гранита» даже при нынешней (свыше двадцати процентов) рентабельности не остается. Брать очередной долгосрочный кредит предприятие уже не может. Ведь начиная с 2009 года ему придется ежегодно выплачивать в течение пяти лет примерно по 8 миллиардов рублей основного долга и проценты по кредиту в два миллиона евро. Поэтому «Граниту» для поднятия производственного уровня карьера и работающей в нем техники до возможностей реконструированного дробильно-сортировочного завода необходимо еще 9—10 миллиардов, возможность выделения  которых решается на уровне родного министерства. 

Коллектив надеется на положительное решение этого вопроса. Ведь оставлять предприятие один на один  с обозначившимися финансовыми проблемами нельзя. Не только потому, что от ритмичности и мощности микашевичского  производства зависят стройиндустрия и автодорожная инфраструктура всей республики. Обеспечивая треть бюджета Лунинецкого района, предприятие, по сути дела, содержит всю социальную инфраструктуру города Микашевичи. Ежегодно на эти цели выделяется свыше двух миллиардов рублей. Дворец культуры, ФОК с роскошным бассейном,  оздоровительный центр с комплексом  медицинских услуг, собственный общепит требуют не только материальных затрат, но и организационного внимания. В декабре 2005 года у «Гранита» появилась еще одна забота: подшефное хозяйство СПК «Синкевичи» стало его структурным подразделением. Только для того, чтобы проехать из одного конца земель образованного сельхозпредприятия «Агро-Гранит»  в другой, нужно преодолеть более 70  километров. 

Но не только хлебом единым живут сегодня гранитовцы. В спортивных состязаниях среди строителей республики команды «Гранита» традиционно занимают призовые места. Директор бассейна Владимир Демидович признан по итогам минувшего года лучшим спорторганизатором в строительной отрасли республики. А работающие здесь Людмила Гребень и Александр Кривулец, которых тренирует директор ФОКа  Николай Кипель, стали чемпионами Европы по пауэрлифтингу (жим штанги лежа) и завоевали путевки на предстоящие параолимпийские игры в Пекине. «Диаманту» — одному  из многочисленных коллективов художественной самодеятельности  Дворца культуры — на днях присвоено звание образцового. Мечтает нетрадиционно расширить  оздоровительный диапазон медицинского центра его руководитель Евгений Фицнер. За  счет розлива минеральной воды Микашевичского карьера и обнаруженной здесь целебной голубой глины. А геологи и палеонтологи уже давно говорят о необходимости создания в Микашевичах музея, где бы разместились уникальные находки янтаря и редких минералов, фрагменты скелетов мамонта и других доисторических животных, которые гранитовцы щедро раздают школьным музеям.  В том, что все это вполне осуществимо в будущем, у коллектива есть сегодня обоснованная уверенность. 

На снимке:  экскаваторщик Владимир ПОЛЯКОВ и водитель БелАЗа Олег ДУБИНА считаются на «Граните» одними  из лучших. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter