Гранит все хранит

В знаменитом карьере «Микашевичи» нашли кости мамонта... и минеральные воды
В знаменитом карьере «Микашевичи» нашли кости мамонта... и минеральные воды

Кажется, ну что можно найти в гранитном карьере, кроме гранита? Оказывается, много чего... Кроме множества сопутствующих полезных минералов, в микашевичском карьере (Лунинецкий район) находят еще и янтарь. Да–да! Самый настоящий янтарь, которым так славится прибалтийское побережье. Кусочек величиной с кулак взрослого мужчины хранится в технической библиотеке завода. Принес его сюда директор гранитного карьера Виктор Фитенко.

— Откуда янтарь? — переспрашивает меня Виктор Владимирович. — Когда–то на месте Микашевичей море плескалось, а прибрежные сосны роняли в воду смолу, ставшую через века янтарем.

Морское прошлое карьера подтверждают и акульи зубы, обнаруженные в так называемых вскрышных породах, — тех, которые сверху, над гранитом. Находят в них и свидетельства более поздней истории — кости мамонтов и огромных туров. Одна такая «косточка», кстати, за 60 килограммов потянула. Кое–что хранится в библиотеке, большинство же находок передается — что–то в областной краеведческий музей, что–то оседает в музее местной гимназии.

Обнаруживают в карьере и валуны, обкатанные ледником, — огромные каменные эллипсы размером с комнату. Один из валунов как–то попытались сдвинуть с места, но 70–тонный тягач не справился с такой задачей.

— Года три назад в карьере вскрыли пласт бурого угля, небольшой, толщиной 0,2 — 0,3 метра, — рассказывает мне начальник цеха «Вскрыша» Владимир Буневич. — Были и находки обугленного окаменевшего дерева. Куски доисторической сосны мы передали в Национальную академию наук.

Самая же примечательная недавняя находка в карьере — минеральные воды. Предположительно в слое гранита залегает своеобразная «линза», озеро, в воде которого растворены минералы. Минерализация подземной воды значительная — около 18 — 20 мг на кубический дециметр. Для сравнения: минерализация известной воды «Минская» — 3 — 4 мг. Пока, правда, воду исследуют в столичных НИИ. А вдруг в микашевичском карьере из–под земли сочится белорусская «Боржоми»?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter