Официальный комментарий о приеме первоклассников опубликован на сайте Министерства образования. Читаю: в новой редакции Кодекса об образовании возможность приема в первый класс детей с 5 лет предусмотрена с разрешения учредителя учреждения образования. То есть речь идет лишь об иной процедуре оформления пятилетних первоклашек. Только и всего. Никаких принципиальных новшеств, переворачивающих систему с ног на голову. Никто не будет заставлять детей идти в школу с пяти лет. Одни сплошные плюсы — родители смогут получить разрешение на прием в школу по месту проживания без лишней волокиты и заявлений в вышестоящие инстанции.
Напомню, сейчас в первый класс принимаются дети, достигшие 6 лет до 30 сентября. То есть первоклассником малыш может стать в 5 лет и 11 месяцев. Тем, кто родился даже днем позже, например 1 октября, путь в школу был закрыт на целый год. Закинуть ранец за плечо такие дети могли разве что с особого разрешения Министерства образования. Разумеется, при полной физической и психологической готовности.
Позиция министерства прозрачна. Однако многие родители все равно в панике. И страсти вокруг предполагаемого нововведения, похоже, только разгораются. Достаточно заглянуть в комментарии на некоторых интернет-форумах. Одни ратуют за более позднее приобщение к учебе. Мол, ребенку нужно детство, а не учебники и тетрадки. Другие, наоборот, вспоминают, как сами стали ранними первоклашками и выбились в люди. Впрочем, родительские фобии вполне объяснимы. Кому, как не взрослым, жалеть свою кровиночку, которая, бывает, и в 8 лет не умеет завязывать шнурки в ботинках?
Психологи тоже ничего хорошего в слишком раннем обучении не видят. Пятилетний ребенок не готов к учебному процессу, говорят они. Его психика не рассчитана на такие потрясения, как знакомство с новым и большим коллективом, на получасовые уроки, на выстраивание отношений. Есть, конечно, уникумы. Но на то они и уникумы.
Моя приятельница с 10-летним стажем работы в младших классах солидарна с психологами. По ее наблюдениям, многие дети психологически не готовы учиться и в 8—9 лет. Иначе как объяснить то, что во втором классе некоторые вынимают из портфелей любимые игрушки прямо во время урока? Пятилетнему же ребенку место в детском саду, категорична Елена.
Еще одно полено в костер возмущения — наполняемость классов до 30 учеников. Да, соглашусь с мнением большинства родителей, что 30 учеников на одного учителя — это очень много. По одной минуте на каждого, и урок, считай, закончен. Мол, заинтересованные в знаниях дети потеряют к ним интерес. Может быть. Хотя если нет мотивации и желания, то человека вряд ли чему научишь. Нужно уменьшать количество учеников в классе, уверены родители. Нужно. Только многие, наверное, не знают, что сейчас в минских школах в классах есть и побольше этих самых 30 человек. Не верите? Загляните в среднюю школу в спальных районах.
А я вспоминаю свою учебу. Нас в классе тоже было много. В первом мы прилежно и внимательно слушали учителя, старались стать лучшими. Одноклассник в этой гонке не участвовал, он был младше, ему было откровенно неинтересно (это я сейчас понимаю), и он скучал. Благо у нашего классного руководителя хватило мудрости не заострять на этом внимание. Сережа незаметно остался на второй год, зато потом школу окончил твердым хорошистом. Это я к тому, что всему свое время. И только родителям решать, в каком возрасте их ребенок готов грызть гранит науки. Пусть даже и молочными зубами!