Стоит ли родителям бояться новаций Министерства образования

Гранит науки для молочных зубов

Стоит ли родителям пугаться новаций Министерства образования Министерство образования, совсем того не желая, спровоцировала бурю на пустом месте. В ведомстве недавно прокомментировали изменения в новой редакции Кодекса об образовании и пояснили, как будет проходить прием 5-летних детей в первый класс. Речь идет о либерализации этого тонкого момента: раньше родителям, которые хотели посадить свое пятилетнее чадо за парту, приходилось долго объяснять в школах, что их сын или дочь готовы к таким изменениям в своей жизни, и писать соответствующее заявление в Минобразования. Теперь же, с нового учебного года, достаточно будет обратиться в отдел образования по месту жительства. Однако многие такое простое вопрос трактовали несколько по-своему, решив, что сейчас все без исключения пятилетние дети обязаны брать портфели и печально идти в первый класс. Давайте разберемся и еще раз решим задачку со всеми известными.


Официальный комментарий о приеме первоклассников опубликован на сайте Министерства образования. Читаю: в новой редакции Кодекса об образовании возможность приема в первый класс детей с 5 лет предусмотрена с разрешения учредителя учреждения образования. То есть речь идет лишь об иной процедуре оформления пятилетних первоклашек. Только и всего. Никаких принципиальных новшеств, переворачивающих систему с ног на голову. Никто не будет заставлять детей идти в школу с пяти лет. Одни сплошные плюсы — родители смогут получить разрешение на прием в школу по месту проживания без лишней волокиты и заявлений в вышестоящие инстанции. 

Напомню, сейчас в первый класс принимаются дети, достигшие 6 лет до 30 сентября. То есть первоклассником малыш может стать в 5 лет и 11 месяцев. Тем, кто родился даже днем позже, например 1 октября, путь в школу был закрыт на целый год. Закинуть ранец за плечо такие дети могли разве что с особого разрешения Министерства образования. Разумеется, при полной физической и психологической готовности. 

Позиция министерства прозрачна. Однако многие родители все равно в панике. И страсти вокруг предполагаемого нововведения, похоже, только разгораются. Достаточно заглянуть в комментарии на некоторых интернет-форумах. Одни ратуют за более позднее приобщение к учебе. Мол, ребенку нужно детство, а не учебники и тетрадки. Другие, наоборот, вспоминают, как сами стали ранними первоклашками и выбились в люди. Впрочем, родительские фобии вполне объяснимы. Кому, как не взрослым, жалеть свою кровиночку, которая, бывает, и в 8 лет не умеет завязывать шнурки в ботинках? 


Психологи тоже ничего хорошего в слишком раннем обучении не видят. Пятилетний ребенок не готов к учебному процессу, говорят они. Его психика не рассчитана на такие потрясения, как знакомство с новым и большим коллективом, на получасовые уроки, на выстраивание отношений. Есть, конечно, уникумы. Но на то они и уникумы. 

Моя приятельница с 10-летним стажем работы в младших классах солидарна с психологами. По ее наблюдениям, многие дети психологически не готовы учиться и в 8—9 лет. Иначе как объяснить то, что во втором классе некоторые вынимают из портфелей любимые игрушки прямо во время урока? Пятилетнему же ребенку место в детском саду, категорична Елена. 

Еще одно полено в костер возмущения — наполняемость классов до 30 учеников. Да, соглашусь с мнением большинства родителей, что 30 учеников на одного учителя — это очень много. По одной минуте на каждого, и урок, считай, закончен. Мол, заинтересованные в знаниях дети потеряют к ним интерес. Может быть. Хотя если нет мотивации и желания, то человека вряд ли чему научишь. Нужно уменьшать количество учеников в классе, уверены родители. Нужно. Только многие, наверное, не знают, что сейчас в минских школах в классах есть и побольше этих самых 30 человек. Не верите? Загляните в среднюю школу в спальных районах. 

А я вспоминаю свою учебу. Нас в классе тоже было много. В первом мы прилежно и внимательно слушали учителя, старались стать лучшими. Одноклассник в этой гонке не участвовал, он был младше, ему было откровенно неинтересно (это я сейчас понимаю), и он скучал. Благо у нашего классного руководителя хватило мудрости не заострять на этом внимание. Сережа незаметно остался на второй год, зато потом школу окончил твердым хорошистом. Это я к тому, что всему свое время. И только родителям решать, в каком возрасте их ребенок готов грызть гранит науки. Пусть даже и молочными зубами!

misnik@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter