Обзор книг Михася Стрельцова "Я зноўку тут" и Джона Стейнбека "К востоку от Эдема"

Грани вкуса


Мiхась Стральцоў. Я зноўку тут. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2017.


Новая серыя выдавецтва «Мастацкая лiтаратура» «100 вершаў» абяцае стаць крынiцай кнiг–бестселераў. Першы том — таму сведчанне. Iдэя такая: сто лепшых вершаў вядомага паэта праiлюстраваць рэпрадукцыямi карцiн аднаго з сучасных мастакоў Беларусi. Для гэтага тома выбраныя выбiтныя аўтары: паэт Мiхась Стральцоў, шасцiдзясятнiк, рамантык, фiлосаф i мастак Валерый Шкаруба, чые неверагодна тонкiя пейзажы вартыя i фiласофскiх трактатаў, i паэтычных лiрычных зборнiкаў.

Неба хмаркамi парасло, як травой.

У прагалiне маладзiк, расяны i тонкi,

Адзiнокую зорку пасе.

Чытачам пашанцуе: яны атрымаюць вiзуалiзацыю выдатнай паэзii i вербалiзацыю выдатных карцiн, змогуць углядацца, учытвацца, услухоўвацца ў вобразы, сiмвалы, гукапiс... Шоргат трыснягу, перапляценне голля, «цяжар душы — цяжар паднебных хмар»...

Неўладкаваным быць паэт павiнен,

Неўтаймаваным. Што тут гаварыць!

Сапраўднасцi куды ён болей вiнен,

Таго, чым можа заўтра аддарыць.

Балючым сэрцам, зрокам, галавою

Заложнiк часу, служка — не герой.

Суддзю ахвотна ўзяў бы над собою,

Каб толькi ўмеў не быць сабе суддзёй.

Глядзiце — вось! — не ў золаце апратка.

Маланка б’е. Цярусiцца iмжа.

I час iдзе. I твар рассекла складка —

Сучаснасцi i вечнасцi мяжа.

А цяпер угледзьцеся ў рэпрадукцыю Валерыя Шкарубы. Хiба гэтая дарога, што вядзе ў смугу, не нагадвае тую ж складку на твары, шнар на душы? Хiба гэта проста дрэва, кустоў’е, дарога? Гэта тыя ж сiмвалы, што i ў вершах Стральцова, якiя распавядаюць пра ўнутраны, неспакойны свет чалавека. Раю не прапускаць выпускi гэтай серыi.

Джон Стейнбек. К востоку от Эдема. Издательство АСТ, 2017.


Хотите погрузиться в страсти семейной саги? Для этого не обязательно прибегать к сериалам и романам–поделкам — есть проверенная классика. Возможно, лучшее произведение Джона Стейнбека, в котором хватает и перипетий с любовью, предательством и семейным насилием, но есть и философия, и неповторимый стиль, придающий значение не только тому, что сказано, но и как это сказано. Философская основа — история библейских братьев Каина и Авеля, которая повторяется бесконечно. Например, в семье американских фермеров Трасков. Отец всегда одного из сыновей любит больше, один брат всегда более жесток, чем другой... Стейнбек придает всему привкус эпичности. Вот, например, бессердечный солдафон объясняет сыну Адаму, почему был к нему жесток: «А вот люблю я тебя больше, чем Карла. И всегда любил больше... Иначе зачем бы я так старался причинить тебе боль?» Затем у Адама самого появятся двое сыновей, близнецы Аарон и Кейлеб. Мать бросает малышей сразу после рождения, да еще подстреливает мужа, у нее ведь высокая цель — стать независимой содержательницей борделя. Увы, Адам не гигант педагогики, в результате между его сыновьями разгорается нешуточное соперничество... Послушный романтичный Аарон — отрада отцовского сердца, а предприимчивый дерзкий Кейлеб напрасно старается заслужить похвалу. Стейнбек делает рефлексии героев интернациональными, с любовью выписывая образ старого китайца Ли, который всегда все объяснит мудро: «Для ребенка ужасней всего чувство, что его не любят, страх, что он отвергнут, — это для ребенка ад. Я думаю, каждый на свете в большей или меньшей степени чувствовал, что его отвергли. Отверженность влечет за собой гнев, а гнев толкает к преступлению в отместку за отверженность, преступление же родит вину — и вот вся история человечества».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter